Творческие способности у дошкольников

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: творческие способности


Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов.

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины, а также исторической бытностью своего народа. Народная культура является действенным средством познавательного, эстетического, духовного развития детей. А так как в школьную программу в последние годы на Кубани включен предмет кубановедение, соответственно, и наше ДОУ идет «в ногу со временем». Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой, прикладным творчеством малых народов. Творческий подход педагогов в ДОУ проявляется в постоянном обновлении предметно-пространственного окружения. В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, позволяющая эффективно реализовывать используемые педагогами программы и технологии. Созданная комната казачьего быта удивляет детей предметами домашнего обихода наших предков. В холлах учреждения систематически оформляются коллажи, выставки продуктов детской деятельности, ими украшаются групповые комнаты, раздевалки. В течении года регулярно проводятся совместные тематические выставки работ детей и родителей на темы: «Я люблю свой детский сад», «Моя семья», «Народные промыслы», «Краски мира», «Служба спасения 01» и др. необходимым условием для развития творческих способностей дошкольников является использование народного искусства в работе с детьми.

В последние годы наметилась новая тенденция - вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки, что дает расширенную возможность увлечь детей разнообразными видами творческой деятельности. В нашем ДОУ ведется работа по обучению детей навыкам вышивания в различных техниках.

Декоративно-прикладное народное искусство глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Практика работы по развитию навыков ручного труда доказывает результативность работы кружка по обучению вышиванию, что приводит к стабильным положительным результатам: у детей формируется стойкий интерес к народной культуре, традициям, отрабатываются практические навыки по ручному труду. Причем, увлечение охватывает не только девочек (по общепринятым понятиям), но и мальчиков.

Следовательно, организуя и развивая такую деятельность ребенка, как творческая, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, мы должны не рассеять первые предпосылки, а «сберечь и взрастить»!

Литература

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
  2. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".