Проект «Птичья столовая»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, птицы, зимующие птицы, птицы зимой


Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Младшая группа.

Сроки реализации: краткосрочный.

Презентация

Проблема проекта: Птицы нас окружают круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года у птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Человек может помочь им пережить стужу. Если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением.

Цель проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • формировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
  • пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам;
  • воспитывать умение слышать друг друга, желание помогать и приходить на помощь.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы: Игровой метод, наглядный, словесный, познавательный.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • расширение кругозора знаний детей о зимующих птицах;
  • возникновение интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Этапы проекта

I этап - Подготовительный

1.Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
2.Постановка цели и задач.
3.Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.
4.Разработка плана мероприятий основного этапа.
5. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

II этап - Основной

Работа с детьми:
1. Беседы: «Птичкам холодно зимой», «Корм для птиц», «Зачем помогать птицам зимой»
2. Дидактические игры: «Угадай, кого не стало?», «Что за птица?», «Кто как кричит?»
3. Наблюдение за птицами зимой
4. Настольно-печатные игры: «Чья тень?», «Разрезные картинки».
5. Чтение: А.Аким «Покормите птиц», С.Михалков «Где обедал воробей?», «Зяблик», М.Горький «Воробьишко».
6. Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают».
7. Пальчиковая гимнастика «В кормушке», «Лесной доктор», «Воробей».
8. Физминутки: «Птицы», «Скачет шустрая синица».
9. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Кормушка», «Воробьишка-хвастунишка», Обучающее видео для детей «Зимующие птицы», «Снегирь».
10. Рассматривание картинок, иллюстраций птиц, сюжетных картин.
11. ОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы».
12. Раскраски «Зимующие птицы».
13. Рисование ватными палочками «Снегирь».
14. Пластилинография «Синичка».
15. Рисование цветным песком «Синичка».
16. Аппликация крупой «Воробей».
17. Предметно-развивающая среда: работа в книжном уголке (Рассматривание картинок, фотографий животных, книг, энциклопедий).

Работа с родителями:
- Беседа «Знакомство с проектом», ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- Консультация для родителей по теме проекта;
- Участие в акции «Покормите птиц зимой»;
- Папка - передвижка «Зимующие птицы».

III этап - Заключительный 1. Выставка детских поделок «Птичья столовая»
2. Акция «Покормите птиц зимой»
3. Оформление отчетной документации, презентация проекта.

Рефлексия

Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, стихи о зимующих птицах, играли в разные дидактические и подвижные игры, рассматривали картинки, иллюстрации, сюжетные картины, раскрашивали картинки по теме.
Родители поддержали педагогов в выбранной теме проекта, и приняли активное участие в акции «Покорми птиц зимой». Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

Литература

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа).
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 4, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  3. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. Часть 2» Давыдова Г.Н.
  4. Соломникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.
  5. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами.
  6. Как знакомить дошкольника с природой / Под ред. П.Г.Саморуковой.
  7. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.
  8. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.

Приложение

Пальчиковая гимнастика

«В кормушке»

Птицы прилетели,
(дети скрещивают руки в запястьях, развернув ладони в свою сторону, а большие пальчики переплетают)
На кормушку сели.
(машут пальцами скрещенных рук, имитируя птичьи крылья)
Зернышки клевали,
(стучат сжатыми в щепоть пальцами одной руки по раскрытой ладони второй)
Песни распевали.
(выставляют руки перед собой, хаотично двигают пальчиками)

«Лесной доктор»

На опушке кто стучит?
( дети стучат по твердой поверхности правым указательным пальцем)
Начал дятел дуб лечить.
Лесной доктор клювом бьет,
(аналогично действуют левым указательным пальчиком)
Личинок ловко достает.

«Воробей»

Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает -
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробей

Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает -
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Физминутки

«Птицы»

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

«Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Подвижные игры

«Птички в гнездышках»

Задачи: упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.

Описание игры: С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каждый ребенок стоит в своем обруче - это гнездышко, в нем живет птичка. По сигналу птички вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям - клюют корм. "Полетели птички в гнезда!" - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно вести новые правила - разложить 3-4 больших обруча - "в гнезде живет несколько птиц". На сигнал "полетели птицы в гнезда" дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 малыша. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

«Воробушки и автомобиль»

Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание игры: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

«Птички летают»

Задачи: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание игры: Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места.

Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Нужно показать малышам, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать, одним словом: "Солнышко!" или "Дождик!". Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.

Дидактические игры

«Угадай, кого не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания; формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

Материал: картина "Птицы на кормушке".

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картину и запомнить птиц на картине. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну птицу с картины. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

«Что за птица?»

Цель: Учить узнавать птицу по внешнему виду; развивать речь, память, мышление.

Материал: картинки с изображением птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает детям изображения птиц. Дети называют птицу, которая изображена на рисунке, затем вместе с воспитателем описывают птицу (например, синица маленькая, желтогрудая, поет: синь-синь).

«Кто как кричит?»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, умения подражать крику птиц.

Ход игры. Дети прослушивают аудиозапись с голосами зимующих птиц, и стараются угадать птицу по голосу.