Урок русского языка "Бессоюзное сложное предложение, интонация и знаки препинания в нём". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение


Цель: познакомиться со сложными предложениями с бессоюзной связью, узнать о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

Образовательные:

  • Показать особенности бессоюзных сложных предложений. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
  • Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие:

  • Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли.
  • Совершенствовать пунктуационные навыки.
  • Создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.
  • Развитие у учащихся бережного отношения к матери.

Планируемые результаты:

  • Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; осваивают социальную роль обучающегося.
  • Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.
  • Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения; уметь определять интонационные особенности этих предложений; уметь производить замену бессоюзной конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложениями.

Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные предложения.

Используемый УМК: учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., 5-9 классы.

Тип урока: урок формирования знаний.

Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.

Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ПК, рабочие листы на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист, раздаточный материал.

Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление классной доски и кабинета.

Используемые технологии:

  • технология встречных усилий учителя и учащегося;
  • учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, дорогие ребята.

- Удивительна наша жизнь. Еще вчера мы не догадывались о существовании друг друга, а сегодня нам предстоит совместное дело. «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку», - так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ. Вы, умные ребята, и у нас с вами сегодня все получится. - Перед вами рабочие листы. Запишите свои данные и дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+».

2. Мотивирование к учебной деятельности

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один юноша захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 1 слайд

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и получить новые.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание

Задание 1. Работа со "слепой схемой"

- Взгляните на экран. Вам предстоит работать со слепой схемой. Почему слепая, потому что некоторые элементы её отсутствуют и вам нужно будет восстановить их в процессе работы.

- Данные схемы есть в ваших рабочих листах. На работу отводится 1 мин. Пожалуйста, начинайте заполнять. Время пошло. Успели? Справились с работой? Спасибо. Обсудите с партнером по плечу, согласны ли вы с его мнением. Участник под номером 4 со стола №3 объясни, пожалуйста, как ты выполнил работу. Дай полный ответ. Ребята, вы все согласны с эти ответом? Все ли верно? Есть дополнения. Теперь проверим по экрану.

Слайды 2, 3.

- Оцените степень своего участия в учебном действии.

Самооценка задания 1

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Повторение пройденного материала. Работа со слепой схемой.

2 балла

1 балл

0 баллов

- О каком предложении не хватает информации в схеме? (О бессоюзном сложном предложении)

- Значит, сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях) 4 слайд

- Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение».

- Ребята, давайте определим цели урока: 5 слайд

- Познакомиться со сложными предложениями с бессоюзной связью, узнать о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

- Запишите в рабочей тетради свою цель, которую вы хотите достигнуть на уроке.

Задание 2. Индивидуальная работа в команде (Ученики работают на карточках)

- У вас у всех одинаковые карточки, каждый анализирует предложение, которое соответствует вашему номеру (Участник под №1 - 1 предложение, участник под №2 - 2 предложение, участник под №3 - 3 предложение, участник под №4 - 4 предложение). На работу отводится 1 минута.

Пожалуйста, начинайте анализировать предложения.

Задание 2 на 6 слайде

Карточка 1

Задание: Расставить недостающие знаки препинания; выяснить с помощью чего связаны простые предложения в составе сложного; определить вид сложного предложения; графически объяснить расстановку знаков препинания в частях сложных предложений (составить схему)

Карточка 1. (Зеленая)

  1. Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное когда ее сын рассказал ей о своих чувствах.
  2. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.
  3. Страданий матери моей описать невозможно но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.
  4. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.

Проверка 7 слайд

Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени, союз КОГДА)

  1. [1. ], [2.когда ] Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. (БСП, интонация) [1. ], [2. ]
  2. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. (ССП, союз НО) [1. ],но [2. ]
  3. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, интоция) [1. ]: [2. ]

- Время пошло. Успели? Справились с работой? Спасибо. 1 предложение объясняет ученик под №1 с первого стола. Спасибо. Начерти, пожалуйста, схему на доске. 2 предложение объясняет ученик под №2 со второго стола. Спасибо. Начерти, пожалуйста, схему на доске. 3 предложение объясняет ученик под №3 с третьего стола. Спасибо. Начерти, пожалуйста, схему на доске. 4 предложение объясняет ученик под №4 с четвертого стола. Спасибо. Начерти, пожалуйста, схему на доске.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, схемы. Верны ли они?

Оцените всю свою работу за задание 2.

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Пробное действие

2 балла

1 балл

0 баллов

- Дорогие ребята, мы с вами проанализировали предложения. Все они проникнуты одной тематикой, одной идеей. Кто может определить ее? (Любовь матери)

- А как вы представляете себе материнскую любовь? Что это такое? (Материнская любовь - это чувство матери, самое большое, на которое только способен человек.) Какой она может быть? Подберите эпитеты. (Сияющая, созидающая, золотая, главная, живая, динамичная, чарующая, чудная, трепетная, руководящая, ранимая и т.д.) Спасибо большое. А какие произведения можно подобрать на тему «Материнская любовь» (Н.В.Гоголь «Татарс Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Горький «Детство», Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.Ахматова «Реквием», Виталий Закруткин «Матерь человеческая») Спасибо! Молодцы! Как много произведений вы знаете!

Задание 3. Следующая работа «Лингвистический эксперимент»

Структура «Конэрс» («Углы»)

- Ребята, по углам этой комнаты вы видите надписи. (Углы с надписями «Любовь», «Забота», «Нежность», «Уважение») Займите, пожалуйста, те углы, которые соответствуют вашему внутреннему мороощущению.

- Как вы думаете, с кем можно связать эти понятия? (С мамой) Правильно эти качества тесно взаимосвязаны с мамой, с материнской любовью. Однако наше отношение к матери должно быть таким же.

- Составьте, пожалуйста, в команде одно бессоюзное сложное предложение, используя свое понятие «Любовь», «Забота», «Нежность» или «Уважение», связав его с темой «Материнская любовь». Можете воспользоваться вспомогательными словами, которые вы видите в сердечках. Вам дается 1 минута. С работой справились? Спасибо. Зачитайте, пожалуйста, свои предложения.

- Следовательно, как мы должны относиться к своим матерям?

Спасибо, с работой справились, садитесь и оцените этот этап работы.

Оцените уровень выполнения учебной задачи 3

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Лингвистический эксперимент

2 балла

1 балл

0 баллов

Задание 4. «Анализ сложных предложений»

- Заполните таблицу, вернувшись к предложениям предыдущего задания. Проставьте в колонки соответствующие номера предложений. Дается 30 сек.

8 слайд

ССП

СПП

БСП

3

1

2,4

- Поднимите руки, кто завершил работу.

Оцените уровень выполнения учебной задачи 4

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Анализ сложных предложений

2 балла

1 балл

0 баллов

- Почему предложения 2, 4 бессоюзные? (Нет союзов и союзных слов)

- Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП? (интонацией и по смыслу)

Вывод:

! - БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.

- А кто скажет, какие знаки препинания могут ставиться в бессоюзном сложном предложении? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

- Прочитайте вывод.

! - Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 11 Слайд

4. Выявление места и причины затруднения

- Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет)

- Выбор знака препинания в бессоюзных сложных предложениях пока вызывает у нас затруднение.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Что должны сделать? (Исследовать)

6. Реализация построенного проекта

- Начнем наше исследование.

Задание 5. Анализ БСП.

- Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП, соотнесите их, начертите схемы предложений.

- Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в устной речи? (интонацией)

Слайд 12.

Карточка 2. (желтая)

Парная работа в карточках с партнером по плечу. (На работу по карточкам дается 1 мин., на проверку 1мин.) Партнеры помогают друг другу.

Соотнесите предложения и понятия.

1. Серд­це ма­те­ри без­дон­но: серд­це ма­те­ри спо­соб­но про­стить тебе всё на свете.

А) (Интонация противопоставления. Союз а)

2. Нет ничего сильнее и бескорыстнее любви матери: всякая привязанность, всякая любовь слаба в сравнении с ней.

Б) (Интонация причины. Союз потому что)

3. Не бывает плохих матерей - плохим бывает только отношение к ней.

В) (Интонация перечисления. Союз И)

4. Каж­дая мама бес­ко­рыст­но сде­ла­ет всё для сво­е­го ребёнка, она будет пе­ре­жи­вать за твою судь­бу не­за­ви­си­мо от того, сколь­ко тебе лет.

Г) (Интонация пояснения. Союз а именно)

- Проверьте, пожалуйста.

1. - Б
2. - Г
3. - А
4. - В

- Ребята, проверьте, пожалуйста. Все ли верно? Не нужно ли внести исправления? Спасибо.

Проверка.

Учитель: - Ребята, следовательно, какие знаки препинания ставятся в БСП? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

- А от чего это зависит? (от значения интонации)

Оцените уровень выполнения учебной задачи 5

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Анализ БСП

2 балла

1 балл

0 баллов

- Спасибо. В предложениях этого задания также говорится о чем. (О великой материнской любви.)

Домашнее задание

- С темой матери будет связано и наше домашнее задание. Нужно написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?». Для написания этого сочинения в качестве тезисов можно использовать материал нашего урока, посвященный нашим великим матерям. В сочинении обязательно использование бессоюзных сложных предложений.

- Домашнее задание вы можете увидеть на обороте ваших рабочих листов.

7. Обобщение

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что такое бессоюзное сложное предложение. Познакомились с условиями постановки знаков препинани.)

- Чтобы выяснить, как вы усвоили тему урока, выполним следующее задание.

Взгляните на экран. Необходимо заполнить пропуски.

БСП - это_____________ предложение. Состоит из _____________ простых предложений, объединенных ___________ и ______________ и разделенных ________________ .
Даю 30 сек. на обсуждение в команде. Время пошло. Справились?

- Свое определение зачитает ученик под №4 с третьего стола. Спасибо. Все согласны с ним? (Да.) Сверьтесь с экраном.

- Спасибо. Вы справились с задачей.

8. Подведение итогов

- Добились ли вы своей поставленной цели?

- Успехов вам в дальнейшем исследовании БСП.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценивание

- Самооценивание. 5+ - «5», 4+ - «4», 3+ - нужно еще поработать. Кто получил «пять», поднимите руки, кто получил «4», поднимите руки. Мы сегодня все хорошо поработали.

- Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам всех благ. И новых открытий, добрых знакомств и, конечно же, добрых дел. И хочу завершить урок словами из той же притчи, что прозвучала в начале нашего урока: «Все в ваших руках».