Интегрированный урок "Широкая Масленица в звуках и красках"

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Масленица


Тип урока: Интегрированный.

Цели урока: Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике.

Задачи урока:

  • Образовательные: знакомство с традициями праздника Масленицы и отражение его в творчестве художника Б.М.Кустодиева «Масленица» и в музыкальном произведении Н.А.Римского-Корсакова - фрагменте из оперы «Снегурочка».
  • Воспитательные: прививать интерес к произведениям музыкального и живописного искусства и воспитание любви к народным традициям.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, творческого воображения, музыкального восприятия, умения и навыков в рисовании разными средствами и методами. Развитие вокально-хоровых навыков.

Оборудование урока: экран, проектор, телевизор, музыкальный центр, компьютер (презентация), шумовые музыкальные инструменты, раздаточный материал, кисти, краски, фломастеры, восковые мелки, наглядный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

- Звучит русская народная мелодия.

- Дети входят в класс.

- Приветствие:

Учитель музыки: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте, учитель!

Учитель музыки: (поет) Добрый день!

Дети: (поют) Добрый день!

- Проверка к готовности урока.

II. Введение в тему урока

- Вступительная беседа.

- Название темы урока.

Учитель музыки: Как вам кажется, музыка, под которую вы вошли в класс предназначена для слушания каждый день или она должна звучать в какой-то особенный, запоминающийся день?

Отвечают дети.

Учитель музыки: А какой же праздник мы с вами празднуем целую неделю?

Учитель ИЗО: Если вы отгадаете загадку, тогда узнаете, как он называется: «Едят до икоты, кричат до перхоты, поют до надсаду, танцуют до упаду».

Отвечают дети: МАСЛЕНИЦА.

III. Объяснение и закрепление нового материала

1) Работа с 1-9 слайдами презентации:

(Беседа как называются дни, когда празднуется масленица).

- открывается 1-й слайд презентации:

Учитель ИЗО: Да, ребята, это Масленица. Очень любили ее и величали различными ласковыми словами. Как вы думаете, какими?

- открывается 2-й слайд:

Отвечают дети:

Учитель ИЗО: - А почему мы так любим масленицу?

- Что еще вы знаете о праздновании Масленицы?

- Сколько дней она празднуется?

Отвечают дети:

Учитель музыки: - Да, действительно, Масленица длится 7 дней, и каждый день имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

- открывается 3-й слайд:

Учитель музыки: - Понедельник:- «Встреча», в этот день встречают Масленицу: строят горки, делают соломенную куклу-Масленицу, устраивают качели. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

- открывается 4-й слайд:

- Вторник: - «Заигрыши», с утра наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, играют и танцуют.

- открывается 5-й слайд:

- Среда: - «Лакомка», теща приглашает зятьев на блины, а зятья приносят подарки и расписные пряники.

- открывается 6-й слайд:

- Четверг: - «Широкий разгул»

Учитель музыки: Как вы думаете, глядя на слайд, что делали в четверг?

Отвечают дети:

Учитель музыки: Вы правы. В этот день катались на санях, устраивали театральные представления, проходили кулачные бои, ходили по домам с бубнами, балалайками и начинали петь колядки. Давайте и мы с вами станем участниками Масленичного гуляния и заведем хоровод.

2) Динамическая пауза: (пластическое интонирование)

- Дети водят хоровод под песню «Мы давно блинов не ели».

- открывается 7-й слайд:

- Пятница: - «Тещины вечеринки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан лично пригласить тещу.

- открывается 8-й слайд:

- Суббота: - «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка. Она должна преподнести золовкам подарки.

- открывается 9-й слайд:

Учитель ИЗО: - Воскресенье: - «Прощеное воскресенье». В этот день торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью. В этот день все друг у друга просят прощение и прощают все обиды. И вы не забудьте в этот день попросить прощения у своих родных и близких.

3) Работа с 10-12 слайдами презентации:

(Беседа о художнике, изображавшем масленицу).

Учитель ИЗО: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.

- открывается 10-й слайд:

- Одним из таких художников был Б.М.Кустодиев. Сейчас вы видите его автопортрет.

Ребята, что такое автопортрет?

Отвечают дети.

- открывается 11-й слайд:

- Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева «Масленица».

Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.

Отвечают дети.

Учитель ИЗО: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся, везут их лошади в узорных уздечках.

А вон, ребята катаются на салазках, в снежки играют.

- открывается 12-й слайд:

Учитель ИЗО: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».

Какие приметы Масленицы вы здесь видите?

Отвечают дети.

- открывается 13-й слайд:

4) Работа с 13-14 слайдами.

(Беседа о композиторе, написавшем оперу «Снегурочка»)

Учитель музыки: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение - опера «Снегурочка».

А кто из вас знает, что такое опера?

Отвечают дети:

Учитель музыки: В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице, а вот какому ее дню - угадаете сами.

- Дети слушают сцену из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица».

- открывается 14-й слайд:

Учитель музыки: Так какому дню посвящена эта сцена?

Отвечают дети:

Учитель музыки: Молодцы.

- открывается 15-й слайд:

5) Работа с 15-м слайдом.

(Объяснение учителем приемов и методов украшения блинов).

Учитель ИЗО: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу.

- Какое?

Отвечают дети: БЛИНЫ.

Учитель ИЗО: А знаете, ведь блин - это символ солнца. И сегодня мы с вами будем украшать блины, которые вы видите перед собой.

- Ребята, а как вы думаете, чем украшали блины?

Отвечают дети:

Учитель ИЗО: - Как же мы можем украсить наши блины, и какие способы и методы при этом мы будем использовать?

- Как композиционно правильно расположить узор на блинах?

Объяснение учителем о разных приемах и методах украшения блинов:

  1. Можно украсить в виде декоративной композиции, используя методы травного, цветочного, геометрического орнамента, используя при этом чувство ритма и цветовое восприятие, правильно заполняя пространство круга (центр и края).
  2. Так же можно придумать свой образ. При этом используя творческую фантазию (в виде разных животных или сказочных героев).

- Не забываем, что для украшения мы можем использовать разные знакомые методы и приемы рисования (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), не забываем, что декоративный рисунок в круге - это равномерное чередование каких-либо элементов.

- Скажите, ребята, а как надо держать кисточку при использовании метода примакивания, тычка?

Отвечают дети:

Учитель ИЗО: Не забудьте, что цветовая гамма должна быть яркой, насыщенной и контрастной.

- открывается 16-й слайд:

IV. Творческая работа детей

Дети под музыку П.И.Чайковского начинают рисовать узоры на блинах.

- открывается 17-й слайд

Учитель музыки: Знакомит детей с пословицами и поговорками, связанными с Масленицей.

V. Подведение итогов

Учитель ИЗО: - На каком празднике мы с вами сегодня побывали?

- Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?

- Посмотрите, какие красивые блины вы сегодня приготовили.

Символом чего является блин?

Отвечают дети:

Учитель музыки: - Какой композитор и художник помогли нам услышать и увидеть Масленицу?

- Что нового сегодня вы узнали про Масленицу?

Отвечают дети:

Учитель ИЗО: В какой день Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?

- открывается 20-й слайд:

VI. Оценка деятельности учащихся

Анализ работы класса на уроке.

Спасибо большое вам, ребята. Вы сегодня замечательно работали и успешно справились со всеми заданиями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» М., Государственное музыкальное издательство, 1982.
  2. Соловцов А. «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества» М., Музыка, 1984 («Классики мировой музыкальной культуры»)
  3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». - М., 1989.
  4. Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979.
  5. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М., 1981.
  6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» - М., 2006.
  7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. - М., 1998.
  8. История празднования Масленицы. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/maslenichnaya/
  9. Масленица в песнях и загадках. http://maslenica.my1.ru/index/0-11