Инновационные средства оздоровления и развития детей, применяемые в ГУ РК "Сыктывкарский специализированный дом ребёнка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с


Актуальность моей темы в том, что многие дети в учреждении имеют ограниченные возможности здоровья - дети с задержкой психического развития, речевого развития, дети с нарушением слуха и речи, нарушением поведения и общения, нарушением интеллекта, нарушением опорно-двигательного аппарата, детским церебральным параличом, расстройством аутистического спектра. Вследствие чего, наряду с традиционными методами и средствами, мы внедряем более эффективные инновационные.

На данный момент в Доме ребенка функционируют 8 групп, из них 5 групп, где дети проживают круглосуточно, 2 группы ранней помощи (первая открыта с ноября 2017 года) - т.e. дети живут по режиму детского сада, здесь они проходят реабилитацию, с ними проводятся индивидуальные занятия, коррекционная работа и т.д. (в зависимости от того, с какой проблемой пришел малыш). С родителями также проводят непрерывную работу все специалисты Дома ребенка (консультации, индивидуальные встречи и т.д).

С начала 2020 года в нашем учреждении официально функционирует паллиативная группа. В ней находятся дети в вегетативном состоянии. Уход за такими детьми осуществляет не только медицинский персонал, но и воспитатели. Проводятся индивидуальные занятия, музыкотерапия, развлечения, ежедневные прогулки с разрешения врачей. Несмотря на то, что дети тяжелые, мы стараемся создать в группе благоприятный климат, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В своей работе я активно используем инновационные средства, такие как:

1) Полупрозрачное зеркало, зеркало Гезелла (автор - Арно́лд Лу́сиус Гезелл) - стекло, как зеркало с одной стороны и как затемнённое стекло - с противоположной. Использование первых полупрозрачных стёкол относят американскому психологу А.Л.Гезеллу.

Впоследствии усовершенствованные полупрозрачные зеркальные стёкла такого типа получили его имя. Если таким стеклом отгородить хорошо освещённое помещение от слабо освещённого, то со стороны светлого помещения оно будет казаться зеркалом, а с другой стороны оно будет выглядеть затемнённым окном. Появилось такое зеркало в Доме ребенка в 2019 году.

С помощью Зеркала Гезелла опекуны или потенциальные родители могут наблюдать за поведением ребенка в естественной для него среде, его взаимодействие со взрослым в процессе игр и занятий, что позволяет детям вести себя естественно, а взрослому верно оценить педагогическую ситуацию.

2) В Доме ребенка функционирует комната с элементами и материалами методики Марии Монтессори. Здесь используется такой материал, как модули «Прогон шаров», «Зубчатые колеса», «Движение по прорези», настенный модуль с задвижками и замочками и много другое. Все пособия доступны детям, расположены на открытых полках. Материал привлекателен, прост в применении, он соответствует возрастным особенностям детей. Используя данный материал, мы:

  • следуем принципу постепенного развития «от простого к сложному»;
  • развиваем у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы - память и внимание;
  • формируем навыки вращательного движения руки в вертикальной плоскости;
  • развиваем зрительно-моторную координацию, умения действовать двумя руками, понимания постоянства объектов и последовательности действий;
  • помогаем детям приобретать простейшие бытовые навыки;
  • совершенствуем абстрактное мышление, воспитываем усидчивость.

В результате:

  • ребенок приобретает жизненный опыт;
  • развиваются навыки самообслуживания.

В режимных моментах в течении дня нами используется материал и пособия Марии Монтессори в каждой группе и во время прогулок, некоторые из пособий изготовлены своими руками.

3) Несколько лет назад была создана темная сенсорная комната.

Она предназначена для решения следующих задач:

  • Обучение на основе сенсорной стимуляции;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • Создание положительного эмоционального фона;
  • Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • Снимаются страхи, тревожные и невротические переживания.

В этой комнате используется такое оборудование, как:

  • Воздушно- пузырьковая колонна;
  • зеркальный шар;
  • интерактивный сухой бассейн;
  • панно «Звездное небо»;
  • лава-лампа «Вулкан»;
  • настенное панно «Веселый свет»;
  • интерактивный модуль «Гроза» и другое.

4) Для оздоровления детей в 2021 г. была создана «Соляная комната».

В данной комнате используется метод гало терапии. Данный метод основан на искусственном создании микроклимата, схожего с условиями подземных соляных лечебниц, где происходит ионизация воздуха микрочастицами соли. Длительность курса составляет 10 дней, продолжительностью 30 минут. До посещения комнаты детям надевают специальную одежду. Во время сеансов дети играют, слушают спокойную музыку, звуки природы.

С помощью «Соляной комнаты»:

  • Укрепляется общий иммунитет;
  • Проводится профилактика вирусных и простудных заболеваний;
  • Происходит психо-эмоциональная разгрузка ребенка;
  • Очищаются естественным образом дыхательные пути.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Каждое из представленных средств может существенно улучшить работу по оздоровлению и развитию детей;

2) В результате полнее развивается познавательная и двигательная активность, снижается уровень заболеваемости, снижается уровень тревоги, утомляемости и раздражительности у детей, улучшается их социализация;

3) Для достижения лучшего эффекта важно применять предложенные средства комплексно и методически грамотно их использовать.