Литературное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: используя приёмы анализа текста проанализировать характер и поступки героев произведения.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: создать условия для изучения произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш», уметь анализировать рассказ.

Личностные УУД:

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • развивать способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

Метапредметные УУД:

  • познавательные: извлекать необходимой информации из прочитанного текста, структурировать знания; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
  • коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
  • регулятивные: уметь ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных правил.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: книга для чтения 3 класс, книга Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; изображения главных героев; карточки, лист для тестирования; проектор, компьютер, колонки.

Ход урока

1. Организационное начало урока

- Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения проведу я.

2. Речевая разминка

Стихотворение на слайде:

Улетели лебеди с севера на юг,
И теряли лебеди белый-белый пух.
То ли пух лебяжий в воздухе блестит-
То ли в окна наши белый снег летит.
Владимир Приходько

1) Тренировка техники чтения

- прочитайте про себя;

- прочитайте вслух;

- попробуйте прочитатьна одном дыхании.

2) Отработка навыков выразительного чтения:

- прочитайте с грустной интонацией;

- а теперь прочитайте с радостью.

- Почему это стихотворение может вызвать радость? (Приход зимы.)

3. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, скажите, легко ли жить братьям нашим меньшим с приходом зимы?

Что подстерегает их холодной зимой?

- Ребята, внимание на экран. Посмотрите фрагмент фильма.

- Как может быть связан этот фильм с темой нашего урока?

(В произведении «Приёмыш» главный герой - лебедь). (В фильме тоже говорится о доброте человека к птицам.)

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Мы продолжим работать с произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»).

- Хорошо. В конце урока мы с вами сформулируем главную мысль произведения.

4. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, выберите правильную модель обложки к нашему произведению и прочитайте её. На экран.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

"Приёмыш"

Д.Н. Мамин-Сибиряк

"Приёмыш"

Д.Н. Мамин-Сибиряк

"Приёмыш"

(Это рассказ о животных «Приёмыш», автор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)

5. Проверка домашнего задания

- Дома вы внимательно прочитали рассказ.

1) - Выполните тест. Обведите букву правильного ответа.

1. В какое время года происходили события, описываемые автором?

Н) Зимой
О) Весной
П) Осенью

2. Как называется озеро?

П) Синее
Р) Светлое
С) Грязное

3. Как звали старика?
Ж) Иван
З) Семён
И) Тарас

4. С кем жил старик на озере?
Ё) С собакой
Ж) С курицей
З) С лисой

5. Как звали собаку?

Л) Тузик
М) Соболько
Н) Шарик

6. Как старик назвал птицу?
Щ) Прикормыш
Ъ) Выкормыш
Ы) Приёмыш

7. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
Ц) Остался жить с Тарасом
Ч) Улетел в лес
Ш) Улетел в тёплую сторону

- Если вы правильно ответили на вопросы теста, то соединив буквы ответов по порядку, вы получите слово. Прочитайте. (Приёмыш)

- Оцените свою работу, если у вас получилось слово «Приёмыш», поставьте оценку «5».

2) Установить порядок событий в произведении.

1. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».

2. «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал».

3. «Остались мы опять с Собольком одни».

6. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся. (Садятся)

7. Анализ произведения

1) - Все правильно справились с заданием. Посмотрите внимательно на предложения, из которых вы составили порядок событий и назовите главных героев рассказа. Поместите их на картинку с озером.

- Какие отношения сложились между героями рассказа?

(Дружба человека с животными. Тарас ухаживал за Соболько, Соболько был привязан к Тарасу. Дружба Приёмыша с Соболько.)

2) Работа над второй частью. Выборочное чтение.

- Откройте учебник на стр. 19. Обратимся ко второй части нашего рассказа.

- Каждая группа будет выполнять своё задание в учебнике.

1 группа

- Найдите в тексте, как лебедь впервые оказался у старого рыбака. Стр. 20 Тут охотники наезжали…

- Как вы понимаете слова: «Смыслу в нём настоящего нет»? (Ещё молодой неопытный.)

- Что означает слово сирота?(Без родителей остался.)

2 группа

- Найдите отрывок, сколько и как жил Тарас на озере. Стр. 21 Тарас жил…

- Объясните, что значит «Бобылём жил…»? (Один, без семьи.)

- Что общего у старика и у лебедя? (Они остались без семьи.)

3 группа

- Почему Тарас не считал себя одиноким? Найдите в тексте слова. Стр. 21 Одному?...

- Почему Тарас не считал себя одиноким? (Он считал природу своим домом, умел общаться и понимать со всем, что его окружало.)

4 группа

- Прочитайте, как старик описывает игру лебедя с Соболькой. Стр. 20 - монолог.

- Как Тарас относился к Приёмышу? (Гордился им, был доволен.)

- Речь одного или двух человек вы прочитали? (Одного.)

- Вспомните, как называется речь одного человека. Стр. 25 правило.

3) Работа над третьей частью.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике к 3 части. Как художник изобразил Тараса и Соболько? Можно ли по внешнему виду определить их внутреннее состояние? (Сутулый, грустный.Соболько лежит у ног хозяина и скучает.)

- Найдите в 3 части слова, которыми авторописывает настроение Тараса? (Утомлённый вид, казался дряхлым, жалким.)

- Почему он стал так выглядеть? (Они с Соболько опять остались одни.)

- Подберите синонимы к словам «жалкий, дряхлый». (Старый, слабый, немощный, болезненный.)

- Прочитайте последний монолог Тараса, как Приёмыш прощался с ним.

Стр. 24-25.

- Как лебедь отблагодарил Тараса? (Он крикнул по-своему в последний раз.)

4) Составление «кластера».

- Мы говорили о поступках главных героев, а сейчас в группах вы составите их характеристику.

- Подберите слова, которые характеризуют Тараса, Соболько и Приёмыша.

(Тарас: умный, чуткий, добрый, искренний, милосердный, умеющий любить, умеющий ценить, отзывчивый.)

(Соболько: преданный, добрый, отзывчивый, верный, умный, благодарный.)

(Приёмыш: гордый, добрый, благородный, благодарный, преданный.)

- Какие общие черты есть у всех трёх героев, которые их объединяют?

5) - Общей чертой для всех героев является доброта. А давайте поразмышляем, мог ли Тарас поступить иначе?

Представьте, если бы вы были на месте Тараса, как бы вы поступили?

1) Подрезали птице крылья, чтобы она не погибла при перелёте, и сделать ручной птицей?

2) Поступили с лебедем так, как поступил Тарас?

3) С силой удержали в сарае до весны, а весной подпустили к какой-нибудь стае лебедей?

- Мы знаем точно, что каждый должен жить так и там, где ему суждено - рыбе - в воде, зверю - в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, но он надеялся, что всё будет хорошо.

- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? Вы можете придумать конец рассказа дома.

- Ребята, в учебнике только отрывок из рассказа «Приёмыш», вы бы хотели прочитать его полностью?

8. Итог урока

- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

- Какова главная мысль рассказа?

(Люди должны бережно относиться к природе, любить и понимать её.Общение с природой, животными делает человека мудрым, сильным, здоровым телом и душой.)

9. Рефлексия

- У вас на партах лежат бумажные лебеди. Если вам всё понравилось на уроке, поднимите лебедя вверх. Спасибо. Мне тоже понравилось, как вы работали.

10. Домашнее задание

У вас будет задание по выбору. Внимание на слайд.

Стр. 25 выполнить задание № 7, 8: вы можете выбрать одно задание или подготовить краткий пересказ по плану, или выучить один монолог наизусть.

Напишите от имени птиц обращение, пожелание к людям на своём лебеде.

- Я думаю, следующий урок вы начнёте с этих пожеланий.