Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему «Имя прилагательное – часть речи замечательная»

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи


Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.

Задачи урока:

  • Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
  • Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
  • Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
  • Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!

Вашему вниманию представлен синквейн.

- В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В первой строке задана тема стихотворения

Полное Качественное
Указывает Описывает Украшает
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.

О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы "Имя прилагательное", я хочу пригласить вас на урок грамматики, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий.

Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.

II. «Этимологическая страничка»

Прилагательное (лат.) - «нечто прибавленное», «приложенное».

Слово "Прилагательное" имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

III. Повторение по теме «Имя прилагательное»

- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи.

Итак, поехали!

1. Цель урока - повторение изученного об имени прилагательном.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.

2. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.

Распределительный диктант.

Первый в. Запишите в тетрадь качественные имена прилагательные.

Второй в. Запишите относительные имена прилагательные.

Третий в. Запишите притяжательные имена прилагательные.

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Проверяем!

3. Образуйте степени сравнения имен прилагательных

- Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:

Сладкий - … - … .

Вежливый - … - … .

Интересный - … - … .

Строгий - … - … .

Сладкий - слаще - сладчайший.

Вежливый - вежливей - вежливейший.

Интересный - интереснее - интереснейший.

Строгий - строже - строжайший

4. Работа по развитию речи.

А) Исправьте (устно) грамматические ошибки:

  1. Мой рисунок более красивее Петиного. (Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).
  2. Самую интереснейшую сказку написала Алена. (Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).
  3. Петин рисунок аккуратен и красивый. (Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).

Б) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик работает у закрытой доски, остальные - в тетрадях)

(Не)ряшливый вид; (не)вежливый человек; (не)большая, но интересная книга; (не)хороший день, а плохой; (не)приятный разговор; (не)настная погода; (не)лёгкий диктант; река (не)глубока; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег

Словарная диктовка (самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)

Бледно-лиловый куст, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино, русско-английский словарь, общественно полезный труд (н.з.)

- Молодцы!

Устная работа (физминутка), (если Н, то поднимаем одну руку, если НН, то - две

Песчаный, оловянный, стеклянный, шерстяной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный, лимонный, старинный, румяный, юный

Синтаксическая работа

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

5. Работа с текстом. Прочитать текст, определить его тему. Озаглавить. Найти и объяснить слова с изученными орфограммами.

Прекрасен лес в сказочном феврал.?ском наряде! Зимнее солнце разбрасывает свои (не)яркие лучи по веткам деревьев. На (бело)снежном ковре ч..тко выделяются ц..почки лоси(н,нн)ых и лис..их следов, а от кустов и сосен прот..нулись (темно)голубые тени. Тихо в лесу в этот ра(н,нн)ий час. Молчат серебря(н,нн)ые от инея деревья, кружатся в воздухе (не)весомые снежинки. Чуть прик..снеш.?ся к гигант..ой еловой лапе, и на тебя обрушит.?ся (не)об.?ятное снежное облако.

- Выполните синтаксический разбор предложения: Молчат серебряные…..

Вновь задание по вариантам (морфологический разбор прилагательных из текста)

  • 1-й - разбирает прекрасен
  • 2-й - (в) сказочном
  • 3-й - февральском

- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.

Творческая работа

- Звучит музыка (А.Вивальди. Времена года «Зима»).

- Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными.

IV. Подведение итогов урока

Закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!

- Дорогие ребята, наш урок подошел к концу! Оцените его.

Подберите по 1 прилагательному, выражающее ваше впечатление от урока.

Урок был…

Выставление оценок

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя прилагательное».