Методическая разработка урока по функциональной грамотности. Тема: "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: А.С.Пушкин, литературное чтение, Функциональная грамотность, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...»


Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тип урока: ОНЗ.

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом - вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа 21 века» для 3 класса.

Цель: Познакомить с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
  • Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Метапредметные ууд:.

Познавательные УУД

  • Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

  • Развивать умение слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать текст.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Умение работать в паре

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

  • 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг А.С.Пушкина;

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент (3 мин)

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?

У меня тоже хорошее настроение. Начнём наш урок.

Речевая разминка

- А для того, чтобы у нас все получилось, чтоб мы правильно проговаривали все звуки и все слова, проведем речевую разминку.

Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с,
Летел комар и звенел: з-з-з,
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху)
з-з-з! Пусть летит!

II Актуализация знаний (5 мин)

Викторина по сказкам Пушкина

1.

И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей »
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир»
«Сказка о царе Салтане»

3.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Сказка о попе и работнике его Балде»

4.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
«Сказка о рыбаке и рыбке»

5.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
«Сказка о золотом петушке»

- Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)

- А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете когда соберёте название этой сказки?

Игра «Собери сказку» (Задание в парах)

(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

- Прочитайте название сказки. Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Это сказка появилась в далёком 1831 году.

Посчитайте, сколько лет сейчас сказке? (191)

III. Постановка учебной задачи

- Кто-то из вас слышал эту сказку? А может кому-то мама или бабушка читали ее? А мы сегодня на уроке познакомимся с этим произведением.

IV. Открытия нового знания

- Для этого откройте свои учебники на странице 83.

- Для того чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь?

- А кто главные герои сказки?

Словарная работа

- В сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. Как они называются (устаревшие)

- А где мы можем посмотреть что обозначают эти слова( в словаре Ожигова)

  • Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
  • Позадь забора (за забором)
  • К исходу сентября (к концу сентября)
  • Светлица (см. словарь Ожегова) - светлая парадная комната в доме
  • Сени (см. словарь Ожегова) - Помещение между жилой частью дома и крыльцом
  • Гонец (см. словарь Ожегова) - В старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

- Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, начнем читать произведение.

1 часть

- Давайте по цепочке прочитаем первый отрывок сказки до слов «Для законного решения» по цепочке

- С какими героями мы познакомились в перовой части? (3 сестрицы, царь.)

- О чем мечтали сёстры? (Каждая из сестер мечтала стать царицей.)

- Мечта какой из сестер полюбилась царю? (Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.)

- Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третьей сестре.

- Кем предложил быть царь первой и второй сестрице? (Ткачихой и поварихой)

- Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу? (Царю нужен наследник.)

- Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам?

- Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки.

- Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано.

- Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие?

2 часть. Фронтальное чтение

- Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.

- Вспомните, какой наказ действительно дал царь?

- Почему бояре прочитали другой приказ?

- Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки.

- Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ?

3 часть. Чтение по цепочке

После прочтения 3 части (Работа в паре )

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, заполнить табличку.

На столах у вас лежат листы с таблицами, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы (подписать рядом ответ)

1) Простые вопросы:

- Кого спас царевич от коршуна?

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что лебедь стала помогать царевичу?

3) Интерпретационные:

Почему лебедь стала помогать царевичу?

4) Творческие:

Что изменилось бы, если бы царевич не помог царевне лебедь?

5) Практические:

Как бы вы поступили на месте царевича?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступку царевича ?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Ветер по морю гуляет
(Поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет,
(Помахивают руками над головой)
Он бежит себе в волнах
(Сцепляют руки над головой в замок)
На раздутых парусах
(Руки впереди себя)
Мимо острова крутого,
(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)
Мимо города большого,
(Встают)
Пушки с пристани палят,
(Хлопают)
Кораблю пристать велят.
(Топают)

4 часть. Чтение про себя

- Как Лебедь отблагодарила юношу?( на острове появился город)

- Кем стал юноша?( князем Гвидоном)

- Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?

- Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.

V. Первичное закрепление

- А какая это сказка: авторская или народная?

- С каким произведением мы начали знакомство на уроке?

- Что вам больше всего понравилось в прочитанном?

VI. Рефлексия

- У вас на партах перо . Оцените работу на уроке. Если вы считаете, что выполнили все задачи, на пере поставьте крестик на самый верх, если не все-то посередине.

- Покажите свои перья? (дети показывают перья с самооценкой)

VI. Подведение итогов урока

Продолжите:

  • Я узнал…
  • Мне было непонятно…
  • Мне понравилось…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание по выбору учащихся

  • Выучить наизусть отрывок из сказки.
  • Выразительное чтение понравившегося эпизода.
  • Самостоятельно прочитать другую сказку А.С.Пушкина

А я хочу закончить наш урок такими словами:

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда -
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Спасибо за урок!