Стратегия «ИДЕАЛ» как метода решения проблем при работе с текстом

Разделы: Мастер-класс


Слайд 1

Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу -
разве это не прекрасно!

Конфуций

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- На своём мастер-классе я хотела бы познакомить вас с одним очень интересным методом из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

- А как называется этот метод, предлагаю вам определить самим.

- Вашему вниманию я представлю видеоряд, где дети будут объяснять значение слова, а вам нужно определить, о чём говорят дети. Это слово и будет названием метода, с которым мы познакомимся.

- Внимание на экран.

Видеоряд 1

- О чём говорят дети?

- Идеал, метод называется «Идеал».

- Поднимите руку, кто знаком с методом ИДЕАЛ.

- А теперь попробуйте определить, в чем суть этого метода? Для чего он нужен?

- Внимание на экран.

Видеоряд 2

- Проблема, решение проблем.

- Итак, сейчас мы познакомимся с методом решения проблем «Идеал». Именно так звучит тема мастер-класса.

Слайд 2

Мастер-класс "Метод решения проблем «ИДЕАЛ»"

- В методической литературе его ещё называют Стратегией решения проблем.

- Данная стратегия, или метод, направлены на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся, о чём свидетельствует следующий слайд:

Слайд 3

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учащиеся самостоятельно формулируют проблему;
  • определяют способы её решения;
  • самостоятельно составляют план решения проблемы.

Познавательные УУД:

  • извлекают информацию при работе с текстом информационным или художественным.

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
  • учатся сотрудничать друг с другом;
  • оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные результаты::

  • формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;
  • развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное слово.

- Этот метод помимо уроков можно использовать и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных задач и во внеурочной деятельности. Также он применяется в воспитательной работе: при решении проблем, стоящих перед классом, перед коллективом.

- Благодаря чему ученики увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей.

- Итак, что это такое, метод Идеал?

- Психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его - «ИДЕАЛ». Каждая буква - это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. Во как это выглядит в адаптации И.О.Загашева.

Слайд 4

Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?

- Как же этот метод работает?

1 этап. Интересно, в чем проблема?

Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.

2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!!

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».

  1. Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
  2. Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы.
  3. Обязательно должно быть введено ограничение, по времени или количество идей.

3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения??

Это - этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе:

  • «+» - решение подходит;
  • «+ -» - решение класса кардинально разделились.
  • «-» - это решение не подходит.

Аргументировать на данном этапе особо не нужно - для этой цели есть следующий этап.

4 этап. А теперь сделаем выбор!

На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?

Здесь учащиеся - индивидуально или в парах - составляют план решения проблемы.

А теперь предлагаю применить данный метод при работе с текстом сказки.

- Достаньте из файлов текст Испанской сказки и лист решения проблемы.

Название сказки пока не сообщаю, поскольку оно может навести вас на предлагаемый в тексте ответ.

- Итак, слушаем сказку очень внимательно.

* * *

Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король - человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город - короля поглядеть.

- Ты что, совсем спятил? - рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать!

- А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть.

Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну, жена и отпустила его.

Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил.

Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил.

- Вот я глуп, так глуп, - хлопнул себя по лбу крестьянин. - Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать.

Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось.

Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут - тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»

«Интересно, в чем проблема?»

- Давайте определим проблему, с которой столкнулся наш герой.

- Сформулируйте проблему, но так, чтобы она начиналась со слова «как»

Слайд 5

Как крестьянину вырвать зуб, утолить голод, сохранить деньги на дорогу домой?

- Формулировка проблемы должна быть зафиксирована на доске.

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

- Проблема сформулирована. Предлагайте, как можно решить эту проблему?

- А теперь необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения.

- Ваши варианты совпали с ответами моих учеников. Вот, что они ответили.

Слайд 6

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы:
- попросить помощи у короля;
- обратиться к знакомым или родственникам;
- самому вырвать зуб;
- украсть;
- пойти на море и поймать рыбу;
- умереть;
- продать почку;
- попросить милостыню;
- заработать деньги;
- уехать домой;
- купить пирожок;
- вырвать зуб у брадобрея;
- найти новую жену.

После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу.

Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

- Напоминаю. Здесь каждое из решений мы оцениваем:

  • «+» - решение подходит;
  • «+ -» - мнение класса разделилось;
  • «-» - не подходит.

(Аргументировать на данном этапе не нужно - для этой цели есть следующий этап).

- Предлагаю оценить данные способы решения проблемы (клею стикеры).

- А вот как ответили мои ученики.

Слайд 7

Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
«+ -» - попросить помощи у короля;
«+» - обратиться к знакомым или родственникам;
«+ -» - самому вырвать зуб;
«+ -» - украсть;
« -» - пойти на море и поймать рыбу;
«-» - умереть;
«-» - продать почку;
«+ » - попросить милостыню;
«+ » - заработать деньги;
«+ -» - уехать домой;
«-» - купить пирожок;
«+ -» - вырвать зуб у брадобрея;
« -» - найти новую жену.

- Совпадения есть.

- Обращаем внимание на +

А теперь сделаем выбор! И прокомментируем его.

Слайд 8

А теперь сделаем выбор!

«+ » - заработать деньгии

Любопытно, как это осуществить на практике?

А теперь составляем план решения проблемы. 1 мин.

- Ваши варианты?

- Хорошо. А вот как с этим заданием справились ученики.

Слайд 9

Любопытно, как это осуществить на практике?

План:

  1. Пойти к брадобрею.
  2. Устроиться уборщиком у брадобрея.
  3. Работать у брадобрея за деньги или за услугу (вырвать зуб).
  4. Попросить еду у брадобрея или горожан, «надавив на жалость».
  5. На сохранившиеся деньги уехать домой.

Теперь мы можем посмотреть, как же все было в испанской сказке?

Пока он стоял - сомневался, идут мимо два сеньора. Увидели крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают:

- Эй! Сколько пирогов съешь за один присест?

А сами смеются.

- Я-то? Хоть сотню, - говорит крестьянин.

- Сотню? Да сотню никто не съест.

- Никто не съест, а я съем.

Поднялся спор тут: съест или не съест? Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят:

- На что спорим?

- На что спорим-то? А вот на что: не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб.

Посмеялись сеньоры да согласились.

Наелся крестьянин пирогов до отвала и говорит:

- И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла.

Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея. А народ смеется! Пришел брадобрей, сеньоры ему и говорят:

- Вырвать этому мужику зуб!

Крестьянин этак сморщился, будто жалко зуба, а те еще больше смеются. Тянет брадобрей больной зуб, крестьянин кричит да стонет, а смех еще пуще.

Вот выдернул брадобрей зуб, сеньоры заплатили за пироги, заплатили за зуб и говорят людям:

- Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился.

- А все же не глупее я вас, - отвечает крестьянин. - Вы мне за пироги заплатили, что я съел, и зуб больной вырвали, брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала целехоньки сбереглись.

Тут народ рассмеялся над сеньорами. Повесили они головы и пошли поскорей.

Вот и сказке конец.

- Сказка называлась «Как крестьянин двух сеньоров надул».

***

- Итак, мы с вами познакомились с методом Идеал и научились его применять. Есть ли вопросы?

- У вас на столах таблички, поднимите ту, которая соответствует вашим эмоциям на мастер-классе.

Слайд 10

«Ах!» - когда чудно, и всё получилось.
«Ох» - было трудно, и остались вопросы.
«Эх!» - ничего не получил.

- Благодарю вас за отличную работу.

Слайд 11

- Спасибо за внимание.