Лайфхаки для родителей по развитию речи детей

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: развитие речи, взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


Активно развивайте мелкую моторику ребенка

  • Предлагайте ребенку больше рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • Лепите из пластилина, глины, соленого теста, мокрого песка;
  • Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки;
  • Заплетайте косы кукле, косы из пряжи;
  • Предлагайте ребенку зашнуровывать - расшнуровывать ботиночки, тренируйте застегивание и растегивание мелких деталей одежды; перебирайте крупы, фасоль и т.д.

Развивайте крупную моторику ребенка

  • Делайте с ребенком зарядку в течении дня;
  • Играйте в мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться;
  • На детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, ходите по бревнышкам, бордюрам, перешагивайте предметы разной величины, играйте в «догонялки» и другие активные игры;
  • Занятие в бассейне, танцами, езда на беговеле, велосипеде и самокате, роликах и коньках - и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Работайте над развитием познавательных способностей ребенка

  • Не мешайте, а поощряйте любознательность ребенка;
  • Играйте в «Составь картинку», «Сделай так же», «Запомни картинки», «Что пропало?», «Найди такие же», «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ» и т.д.
  • Играйте в предметы заместители, например палочка может быть ложкой, коробка - домиком и т.д. Разучивайте маленькие стихи.

Развивайте зрительно-пространственные представления

  • «Найди предмет». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к стене и сделай три шага прямо, шаг вправо, повернись налево и сделай три прыжка и т.д.;
  • Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.;
  • На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.;
  • «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму;
  • Предлагайте ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

Дома чаще играйте с детьми в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить ребенка организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

  • С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным.
  • Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.

При общении с ребёнком следите за своей речью

  • Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.

Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

Будьте последовательны в своих требованиях