Конспект занятия «Хочу все знать» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Исследователи природы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель: воспитывать у детей любознательность, умение взаимодействовать в коллективе.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у детей представление о разнообразии растений;
  • формировать и закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • учить называть части растений.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие;
  • развивать словарь по данной теме.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

  • схема «Строение растения»;
  • схемы: «Деревья», «Кусты»,«Травы»;
  • карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей;
  • лупы по количеству детей;
  • гербарии - кора разных деревьев.

Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга; длительные наблюдения за деревьями и кустарниками на участке детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, какие бывают растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем формировать навыки замечать, ценить и оберегать красоту мира растений. Давайте вспомним, что общего у разных растений.

Ответы детей. (у всех растений есть - корень, ствол, листья, крона, цветы, плоды и семена.)

Воспитатель: Растения разнообразны. Среди растений есть деревья, кустарники, травы. На доске показаны схемы «Деревья», «Кустарники», «Травы».

(Дети определяют по схеме и отвечают на вопросы).

Вопросы:

- Что общего у деревьев и кустарников? (твердые стволы).

- В чем отличие деревьев от кустарников? (у деревьев один ствол, а у кустарников много тонких стеблей - стволиков.)

- Какие бывают деревья и кустарники? (деревья и кустарники бывают - лиственные и хвойные).

- В чем отличие деревьев и кустарников от травянистых растений? (у трав стебли - мягкие.)

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки, вы должны подобрать растения к схемам - «деревья», «кусты», «травы» (дети делают задание).

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (имитируем дуновение ветра, качая туловищем и помогая руками).
Закачалось деревцо. (руки вверх, раскачиваем вправо-влево).
Ветерок все тише, тише (присесть).
Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки вверх).

Воспитатель: Ребята, с помощью лупы, мы рассмотрим кору деревьев. (дети рассматривают коллекцию - кора деревьев).

Воспитатель: Вносится макет дерева в разное время года. Дети отгадывают в какое время года данное изображение дерева по загадкам.

Загадки

1. В какое время года с бедняжки сорвали все рубашки. (Осень)

2. В какое время года деревце раздето. (Зима)

3. В какое время года на деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весна)

4. В какое время года деревья в зеленой шубе. (Лето)

Воспитатель: Ребята , зачем нам нужны растения? Какая от них польза?

Ответы детей: - пища для людей и животных, чистый воздух, различные материалы, растения лечат, просто можно ими любоваться).

Воспитатель: Как мы должны относиться к растениям? (беречь, охранять, ухаживать). Для закрепления нашей темы мы поиграем.

Игра - «Вспоминай и отгадай»

Я назову дерево - поднимаем руки вверх;

Я назову кустарник - поднимаем руки в стороны;

Я назову травянистое растение - присаживаемся.

Игра «Один - много»

Я буду называть слова в единственном числе, а вы отвечать эти слова во множественном числе.

Например:

  • Клен - клены;
  • дуб - дубы;
  • сосна -
  • осина -
  • рябина -
  • корень -
  • ствол -
  • ветка -
  • шишка -
  • плод - и т.д.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.

Вот и закончилось наше занятие. Вы все, молодцы.