Консультация для педагогов на тему «Истоки способностей и дарования на кончиках пальцев»

Разделы: Профессия — педагог


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.»

В.А. Сухомлинский

У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Давно известно, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. Ученые доказали, что движение пальцев рук положительно влияет на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учиться концентрироваться и правильно распределять свое внимание.
  4. Речь ребенка становиться более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия.
  7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит владением навыков письма.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал:

  • различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек овощей и фруктов и т.д.;
  • мозайка (мелкая и крупная);
  • бусы и пуговицы разной величины;
  • дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
  • различные виды застежки: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
  • набор веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;
  • разнообразные мелкие игрушки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые демонстрируют все сами.

  • «Пальчики здороваются» - кончики большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
  • «Слоненок» - указательный и безымянный - ноги, средний палец выставлен вперед «хобот». Слоненок «идет» по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму - способствует всестороннему развитию способностей детей. Развивает память, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.

Упражнение для рук

  1. Сжать руки в кулак.
  2. Соединить большой и указательный пальцы.
  3. Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
  4. Сжать кулак и вытянуть мизинец или указательный и мизинец.
  5. Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой рука (или наоборот).
  6. Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
  7. Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльними сторонами кистей внутрь.
  8. То же самое - ладонями внутрь.
  9. Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обеих указательных пальцев.
  10. Постукивать по столу пальцами рук.
  11. Складывать по образцу из цветных счетных палочек элементарные геометрические фигуры.
  12. Шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, молнии.
  13. Работа с бумагой, тканью, пластилином, мозайкой.