Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Автор:
Бибикова Дарина Александровна,
студент

Научный руководитель:
Доронина Наталья Николаевна,
доцент кафедры возрастной и социальной психологии
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
г.Белгород, Россия

Я.А.Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. «Для того чтобы они не падали духом, надо дать им пережить радость успеха», - писал великий педагог. Таким образом, Коменский придавал большое значение личностным переживаниям детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе, за исключением тех, «у кого Бог отнял смысл и разум».

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

Педагоги выделили несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

На первом месте - педагогическая несовместимость родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности. В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые часто уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.

Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологи выделяют 3 стиля семейного воспитания:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»).

Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

  1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении младших школьников. Учитель - это ваш первый советчик. Поддерживайте авторитет образования.
  2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Учитывая, что младший школьный возраст самый продуктивный в формировании личности, оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу.
  3. Систематически интересуйтесь школьными делами своих детей, радуйтесь успехам, поддерживайте их и не огорчайтесь во время временных неудач. Поддержка родных способствует поддержанию адекватной самооценки и успешности в обучении.
  4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать младших школьников.
  5. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность. В противном случае, это приведет к замкнутости школьников и снижению уровня успеваемости по многим предметам.
  6. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.
  7. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.
  8. необходимо в семье создать комфортные условия и поддерживать все положительные начинания и поступки младших школьников. Попытаться превратить свои требования в его желания
  9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Помимо обиды и снижения самооценки, ни к чему хорошему это не приведет.
  10. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения. Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 1997. - 342 с.
  2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших шокльников. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.
  3. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / А.И.Божович - М.: Просвещение, 1968. - 190 с.
  4. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / А.И.Божович - М.: Просвещение, 1968. - 190 с.
  5. Блонский П.П. Психология младшего школьника./ П.П.Блонский - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 574 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина и др. - М.: АСАДЕМIА, 1999. - 317 с.