Урок русского языка в 4-м классе. Тема: «Разделительный ъ и ь знаки»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, Разделительный твёрдый и мягкий знаки


Тип урока: повторение пройденного.

Формы обучения: групповая, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, индивидуальная.

Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков.

Задачи:

  • упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;
  • развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся, логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
  • развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" (автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина),
  • рабочая тетрадь "Русский язык" (автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина),
  • карточки,
  • презентация к уроку,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.

- Я желаю вам всем успеха!

- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.

2. Мотивирование к учебной деятельности

Формирование обучающимися темы и цели урока.

Девиз нашего урока:

«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)

- Что вы видите? (предложение)

- Из чего оно состоит? (из слов)

- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.

- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.

- Это и есть цель нашей деятельности. (слайд 4)

3. Минутка чистописания. Словарная работа

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5)

- Вспомним написание словарных слов.

- Для чего нужно знать словарные слова?

Записать под диктовку.

Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.

- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 6)

- Составьте предложение из этих слов.

Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.

Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.

- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете?

Не для школы, а для жизни мы учимся.

- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться?

- Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки.

4. Работа над новым материалом

А) - Сценка «Ъ и Ь».

(Чтение стихотворения. Инсценирование).

- Не чересчур ли ты добряк? -
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Значит, эти знаки важны в русском языке.
- Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте? Б) Разгадаем ребус. (слайд 7)

5. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.

- Обратите внимание на экран: найдите ошибки. (слайд 8)

Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

- Проверяем. (слайд 9)

Работа со схемой.

- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда - разделительный ь знак? (слайд 10, 11)

  • разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
  • разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.

Перед е, ё, и, ю, я
я в корнях стою, друзья.

Приведите примеры.

Ь - показатель мягкости.

6. Развитие умений - применение знания

- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)

- В 1-й столбик - Ь знак - показатель мягкости, во 2-й столбик - Ь разделительный.

Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.

- Проверка. (слайд 13)

7. Физкультминутка

(слайд 14)

- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.

В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.

- Отдохнули? Продолжаем работать.

8. Самостоятельная работа в тетрадях

(слайд 15)

- Спиши слова в два столбика:

в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком.

Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.

Проверка. (слайд 16)

9. Закрепление

Учебник стр. 97.

А) правило - прочитать.

Б) стр. 99 упр.164.

в) Это интересно! (слайд 17)

10. По времени

Кроссворд

11. Итог урока

- Что повторяли?

- Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки? (слайды 18-20)

- Выставление оценок по строкам стихотворения.

Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим.
(слайд 21)

12. Домашнее задание

(слайд 22)

рабочая тетрадь стр.63, упр.101, 102.

13. Рефлексия

(слайд 23)

- Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!