Экологическая акция «Берегите первоцветы» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: первоцветы, старшие дошкольники


Цель: создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с растениями - первоцветами;
  • вызывать желание узнать историю цветов, их легенды;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать творчество, мышление, фантазию;
  • воспитывать бережное отношение к первоцветам.

В акции принимают участие воспитанники старшей группы детского сада, подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель.

Время проведения акции: апрель-май.

Материалы и оборудование:

  • шапочки цветов;
  • весенние картины;
  • аудиозаписи произведений: «Подснежник» П.Чайковского, «Шествие весны» Вивальди;
  • цветок «Цветик-семицветик»;
  • Красная книга;
  • выставка поделок «Первоцветы»;

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок;
  • рассматривание альбома «Первоцветы»;
  • чтение стихотворений, рассказов, легенд;
  • изготовление поделок;
  • проведение физкультминуток и подвижных игр;
  • консультации для родителей «Это надо знать».

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо знать, беречь и охранять!

Ход экологической акции

Вводная часть

Дети заходят под музыку и становятся полукругом.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: Что за волшебница приходит к нам?

Ответы детей: (весна)

Воспитатель: Весна - красивое, волшебное время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной?

Ответы детей: (оживает природа, тает снег, становится теплее, прилетают птицы…)

Воспитатель: Давайте подарим весне весёлую песню.

Дети поют песню «Весна-красна»

Воспитатель: Весной все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.

Сегодня можно увидеть первоцветы и послушать, о чем они говорят. На волшебном паровозике едем на весеннюю лесную полянку.

Дети становятся друг за другом паровозиком, едут под музыку, потом садятся на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, сколько первоцветов появилось на полянке!

Основная часть. Парад первоцветов

Дети выходят в масках с родителями и представляют свой цветок.

1 ребёнок «Подснежник»:

Я - подснежник
Первым вылез из землицы на проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветаю,
Раньше всех весну встречаю!
Я - цветок нежный, хрупкий,
Но в то же время гордый и смелый.
Расту рядом со снегом.
Меня обдувают холодные ветра,
Но я не боюсь и прямо стою на своей тонкой ножке.

Родитель рассказывает легенду о подснежнике:

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

2 ребёнок «Мать-и-мачеха»:

Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Я цвету в апреле - мае.
Я - самая первая зацветаю по весне.

Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь - вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая - гладкая и холодная. Теплая - это мать, холодная - мачеха

3 ребёнок «Медуница»: Я - медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком -
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.

Родитель: Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница - очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики.

4 ребёнок «Примула»:

Я - примула!
Я - первая, я - смелая!
Земля ещё сыра,
А я уж расцвела!
Мои цветочки малые -
Синеющие, алые -
Как искорки горят.

Родитель: В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" - называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.

5 ребёнок «Сон - трава»:

Я - сон - трава
Дальний лес стоит стеной,
В лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни - трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

Родитель: Какое удивительное изобретение природы!

Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.

Я цвету даже если на улице мороз. Почему? Внутри цветка очень тепло. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Полюбуйтесь!

6 ребёнок «Одуванчик»:

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У меня чудесный
Золотистый цвет.
Я большого солнца
Маленький портрет!

Игра-превращение «Одуванчики»

Воспитатель предлагает детям превратиться в одуванчики и показать, как они растут.

Воспитатель: Сейчас превратимся в одуванчики. Мы - маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда - поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

7 ребёнок «Тюльпан»:

Я из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха.
Меж цветов я знатный пан,
А зовут меня - тюльпан.

Родитель: Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. Тюльпан - цветок счастья.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цветочек вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками - «корешками»)
Вечер. Цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)

Игра «Цветик-семицветик»

Воспитатель: На лесной полянке вырос волшебный цветок - Цветик-семицветик. Чтобы взять лепесток, надо правильно ответить на вопрос (ребёнок берёт любой лепесток, вопрос написан на другой стороне лепестка, воспитатель читает вопрос, ребёнок отвечает, вопросы на закрепление знаний о первоцветах)

  1. в какое время года появляются первоцветы;
  2. назови весенние месяцы;
  3. первоцвет, который дружит со снегом;
  4. первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные;
  5. первоцвет похож на солнце;
  6. в названии первоцвета есть слово - мед;
  7. первоцвет, цветок счастья.

Физкультминутка

Солнышко, солнышко! Золотое донышко! (делают из ладошек солнышко)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей, (бегут)
Прилетело много грачей. (летят)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки вырастают, вырастают! (медленно поднимаются и тянутся вверх)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Воспитатель: Подберите слова, которые похожи на первоцветы:

  • Желтый, как ….
  • Круглый, как …
  • Мягкий, как …
  • Белый, как …
  • Пушистый, как …
  • Хрупкий, как …

Воспитатель: Вот какие удивительные цветы!

Подвижная игра «Весенний венок»

Дети делают круг и выполняют движения в соответствие с текстом.

На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре-
Раздвигайте круг по шире.
Солнышко весной взошло высоко,
Лучи раскинув широко,
Гладит ласково листочки и цветы,
Золотит нам щечки и носы.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку!

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, почему нельзя рвать первоцветы?

Ответы детей: (в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)

Воспитатель: Если нельзя рвать первоцветы, что можно делать?

Ответы детей: (можно: смотреть, нюхать и любоваться!)

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы?

Ответы детей.

Выступление родителей: Цветы - первоцветы занесены в Красную книгу.

В России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого. Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!

Стихи читают дети подготовительной группы:

1 стихотворение:

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем -
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.

2 стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.

3 стихотворение:

Я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли.

Итог

Воспитатель: Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями. Первоцветы - самые замечательные, самые красивые цветы. Поэты пишут о них стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку. Будем всегда для них добрыми друзьями!

Стихи читают дети:

1 ребенок:

Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы -
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

2 ребенок:

Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Берегите первоцветы, весны первые приметы!
Не рвите цветы! Не рвите!
Пусть будет нарядной Земля!

Литература

  1. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Коспекты занятий в старшей группе детского сада Экология Практическое пособие для воспитателей ДОУ - ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
  3. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». М.: «Вако» 2007.
  6. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. 6. В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н.Мирошкина Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2 - Центр педагогического образования Москва 2009.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  9. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. В.А.Шишкина «Прогулки в природу». М.: «Просвещение», 2002.