Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в МОУ Александрово-Заводской СОШ

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность


В современных социально-экономических, культурных и политических условиях в стране проблема воспитания гражданской идентичности, то есть осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства. Поэтому общество ставит перед образованием нелегкую задачу содействовать уменьшению социальной напряженности между представителями различных национальностей, религиозных конфессий, социальных слоев гражданского общества [1].

В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность. Что же это такое? Существуют различные определения. Самое распространенное - это представление человека о самом себе, принадлежность к определенной социальной группе и осознание им этого факта [2].

Известно, что личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет. Следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства. [3].

Формирование личности начинается с раннего детства и протекает на протяжении всей жизни, на него оказывают влияние семья, близкое окружение, школа, СМИ и др. Поэтому очень важно с ранних лет заложить в ребенка основы понимания таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности.

Сегодня в условиях введения государственных стандартов образования формирование гражданской идентичности призвано обеспечить единство и целостность самосознания личности как гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей [5].

В условиях современной обстановки формирование гражданской идентичности обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы. Поскольку в современной школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач нашей школы должна стать задача гражданского воспитания школьника.

Наиболее полно педагогические задачи формирования российской гражданской идентичности в нашей школе решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка.

Уроки обществознания представляют собой целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи им определенной системы знаний; развитие чувство любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирование способности к гражданскому действию (гражданской активности). В старших классах ребята углубляют, расширяют знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации [4].

Чаще всего уроки, направленные на формирование гражданской позиции, носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему. Такие формы проведения позволяют детям легче освоить материал, потому что он становится для них жизненно важным. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего - умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.

Одним из распространенных методов работы, который я применяю на уроках и во внеурочной деятельности является метод проектов. Именно он позволяет обогатить учащихся опытом социализации и создать ресурс их гражданского становления в обществе. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. На мой взгляд, особенно действенна данная технология в старших классах, когда учащийся признает только ту деятельность, которая является значимой, полезной, результативной. Проекты могут носить различный характер: практико-ориентированный, информационный, творческий, индивидуальный и групповой, краткосрочный и долгосрочный.

Значимыми являются уроки, на которых присутствуют элементы краеведения: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

В заключение хочу отметить, что разработка и внедрение в практику современных методов, формирующих гражданскую идентичность учащихся, являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов. Вместе с тем, организаторам воспитательной деятельности(учителям-предметникам, классным руководителям) необходимо отдавать себе отчет в том, что качественное и полноценное формирование гражданских чувств и качеств у подростков не может являться результатом лишь их работы. Это возможно лишь при совместной скоординированной работе с педагогами различных специальностей, государственными учреждениями и общественными организациями.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998.
  2. Белозерова Л.С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома, 2005.
  3. Никифоров Ю.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Воронежского государственного университета. - 2007. - № 2.
  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.