Конспект родительского собрания в форме семейной игротеки «Значение игры в жизни ребенка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • уточнить и расширить знания родителей о значении игры в развитии ребенка;
  • способствовать игровому взаимодействию родителей и детей.

Задачи:

  • формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми;
  • развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Материалы и оборудование:

  • Музыкальное сопровождение (Музыкальная игра «Фиксики», сопровождение для игр: «Фоторобот»);
  • столы сдвоенные (5 шт.) с маркировкой кружками разного цвета;
  • презентация «Значение игры в жизни ребенка»;
  • выставка игр и игрушек (мягкие игрушки, настольные игры, «Лего»);
  • для игры «Фоторобот»: простые карандаши, игральный кубик (5 шт.), шаблон фоторобота (5 шт.), чистые листы бумаги;
  • для игры «Гороховый конструктор»: одноразовые контейнеры с замоченным горохом «Нут», зубочистки; приглашения-раскраски, скотч;
  • напечатанный заголовок «Семейная игротека»;
  • «Пейзаж настроения» (схематический рисунок для рефлексии).

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети...

Зинаида Гиппус

Музыкальная игра-разминка «Фиксики»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы вечера; настроить родителей на встречу и совместное общение; развитие межполушарного взаимодействия.

Вступление

Маленькие дети очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поговорить о значении игры в жизни ребенка.

I. Сообщение воспитателей

Зачем нужна игра ребенку?

Во-первых, игра - это школа произвольного поведения (Д.Б.Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!». Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра - школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколь угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

В-третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Еще К.Д.Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста - это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок - может быть, гений, а может, неблагополучный...

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуа­листичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п.

В ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» большинство детей (от 4 до б лет) называли подвижные игры - салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать смогли лишь единицы, 5% вообще не могли вспомнить ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали. Из игры уходят ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

К сожалению, совсем исчезли групповые игры - «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста).

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад.

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.

Пример. Так вот. Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой, но сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе «покемон» - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрес­сивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с симптомами эпилептических припадков (падучей болезни). Мультфильм был снят с показа, его переделали и... продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие игрушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко негативным информационным полем», как говорят ученые.

Показ мультсериала «Покемоны» на Первом канале был прекращен, но потребление продукции по его мотивам продолжается (антиигрушка).

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки?

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка.

Ведь не дадите же вы в руки мальчику или девочке радиоактивное яблоко, заряженный пистолет или наркотик. Игрушки-монстры равносильны им.

А вот и веяние времени - настольно-печатные игры: «Пираты», «Повелитель Вселенной», «Завоеватель» и пр., ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези - инопланетянами, ископаемыми чудовищами, монстрами; «12 стульев» и другие игры о бизнесе, деньгах, рынке, недвижимости, банках и пр., в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть также игра «Конкурс красоты» - пособие для девочек о том, как подготовиться к участию в таком конкурсе, т.е. как получше выставить свое тело напоказ, о нарядах, косметике, борьбе с претендентками-соперницами. Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавцов, весьма охотно.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

А что продается в «Детском мире» в отделе мягкой игрушки? Передо мной существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить.

Вот в центре зала на пальме сидит огромная черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены!

Да, конструктору «Лего» отведен целый большой отдел. Его рекламируют по телевидению: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, как уверяют, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Но каких? «Вестерн», «Поиски сокровищ фараона», «Всемирные катастрофы», «Космические пришельцы», «Человек-паук», «Привидения», «Гарри Поттер», «Покемоны», «Звездные войны» - вот едва ли не главная тематика.

Эти яркие пластмассовые игрушки в конечном счете ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомых, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнавать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок...

II. Сообщение воспитателя о сайте развивающих игр для детей «МЕРСИБО»

III. Практическая часть

Внимание! Внимание! Начинает работу наша семейная игротека!

Первая игра, с которой мы вас познакомим, называется «Фоторобот». Игра направлена на развитие воображения, изобразительных умений, комбинаторных способностей.

Перед вами на столах лежат бланки игры. Тематика у всех разная: На бланке игры вы видите графы с цифрами и частями рисунка.

Правила игры.

Каждый участник бросает кубик по очереди. Смотрит, какое число точек выпало, выбирает из первой колонки шаблона элемент рисунка под этим номером. Так же поступают все участники игры. Когда все нарисовали первую часть рисунка, н-р, голову, переходят таким же образом ко второму элементу рисунка, согласно количеству выпавших точек.

Выигравших и проигравших в этой игре нет. Каждый игрок получает свой неповторимый рисунок: кота, кораблика, насекомого, инопланетянина и др. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Или

Участники кидают кубики и по количеству точек на грани определяют элемент в столбике который необходимо изобразить. Можно создать любой свой фоторобот «Инопланетяне», «Куколки»», «Транспорт», «Рыбки в аквариуме» и др.

Следующая игра называется «Осьминожки».

На экране вы видите набор карточек с цветными осьминожками. Эта игра направлена на развитие внимания и логического мышления.

Правила игры. Ведущий загадывает любого осьминожку. Задача игроков, задав ведущему наименьшее количество вопросов о внешности осьминога, догадаться о каком идет речь. Ведущий отвечает только «Да» или «Нет».

Играем по столам. В игру вступает «красный стол».

Вариант 1.

Игрок отворачивается или закрывает глаза, а ведущий прячет под одну из карт монетку (ракушку).

Теперь игроку предстоит найти осьминога, под которым лежит монета, задавая вопросы ведущему и получая на них ответы, только «ДА» и «НЕТ».

Вариант 2.

Начало игры такое же, как в первом варианте: ведущий прячет монету, а игрок ее ищет. Немного отличается сам процесс поиска.

Игрок берет любого осьминожку со стола и кладет рядом с собой. Если под ней есть монета, то игрок выиграл на первом ходе, если нет, то ведущий говорит, чем этот осьминог не похож на того, которого ищут. Игрок берет следующую карту, уже ориентируясь на подсказку ведущего. Если ракушка под картой, то игрок выиграл на втором ходе, если нет, ведущий опять рассказывает, чем данный осьминог не похож на нужного.

А сейчас вас ждет хит сезона - ГОРОХОВЫЙ КОНСТРУКТОР.

В процессе работы с таким конструктором развиваем:

  • мелкую моторику
  • усидчивость
  • пространственное мышление

Что же нужно для гороховой постройки?

  1. Горох
  2. Зубочистки
  3. Воображение
  4. Терпение

Горох нужен особый, для такой работы подойдет нут.

Нут иначе называют - турецкий горох, бараний горох, горох шиш, пузырник, нахат, хумус - растение семейства Бобовые.

Нут крупнее обычного гороха и работать с ним одно удовольствие!

IV. Знакомство с игрой «Цып-цып»

V. Раскраска «Осень»

Приглашая поучаствовать в семейной игротеке, мы попросили вас прийти с приглашениями, на обратной стороне которых было небольшое домашнее задание.

Это раскраска «Осень», скопированная с уже знакомого вам сайта «Мерсибо».

Приглашаем всей участников воссоздать общую картину осени на стене. Мы будем называть номера частей, а вы выходите, крепите.

Обратите внимание, это не простая раскраска. С ее помощью можно закрепить все приметы и признаки осени, а также получить огромное удовольствие от совместного труда.

VI. Рефлексия «Пейзаж настроения»

Как всегда, нам хочется услышать о полученных вами впечатлениях от нашей встречи. У нас на стене есть схематический «пейзаж настроения». Мы предлагаем желающим отметить кружком, что в этом пейзаже больше всего соответствует вашему настроению на сегодняшней встрече, и прокомментировать свой выбор.

Заключение

Спасибо за внимание! Закончить нашу семейную игротеку хотелось бы словами Павла Воли из «Комеди клаб» - «Берегите детей от игрушек!» (СЛАЙД).

А от себя хочется добавить: находите возможность и время для общения и игры с ребенком.

И как всегда, мы приготовили Вам в подарок памятки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». А чему мы должны научиться в течение этого года, вы познакомились на информационных стендах приемной. Эта информация также представлена на нашей выставке.