Подходы организации социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Общеизвестно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое представление новой комнаты, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни является как эмоциональным, так и информационным стрессом. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация - это активный процесс, приводящий к положительному (адаптация, т.е. совокупность всех полезных изменений тела и психики) результату, либо отрицательному (т.е. к стрессу). При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутреннюю комфортность (эмоциональное удовлетворение) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

При посещении детского сада у ребенка начинается новый этап в его жизни и зачастую далеко непростой. Педагоги и родители должны помнить, что утраченное в воспитании ребенка нельзя наверстать в дальнейшем. «Раннее детство является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его дальнейшее психологическое развитие», - отмечает В.С.Мухин. Именно поэтому адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада должна быть направлена на сохранение и укрепление физического и психологического развития дошкольников. Ребенок в этот период должен чувствовать себя комфортно и с удовольствием ходить в детский сад.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена: организацией воспитательного процесса в дошкольных учреждениях (изменением социальных условий ребенка); своеобразием межличностных отношений взрослых и детей с учетом уровня привязанности ребенка к матери; индивидуальными особенностями ребенка: возрастные, психологические, психофизиологические, нейрофизиологические, психогенетические.

Итак, каким же образом мы можем помочь ребёнку в этот непростой для него период?

Хотя к каждой адаптации подходят с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности, опыт указывает на определенную тенденцию в отношении детских реакций на адаптацию. Поэтому чрезвычайно важно подготовить родителей к адаптации, ведь если они осознают возможные ее течения и знают, каких детских реакций можно ожидать, то их стресс и страх неудачи будут выражены в меньшей степени, а сама адаптация пройдет легче и успешнее.

Таким образом, в данной статье хочу представить несколько советов и стратегий родителям, которые хотят подготовить себя и своих детей к детскому саду:

1. Познакомьтесь с воспитателями дошкольных учреждений и условиями детского сада

Прежде чем записать ребенка в детский сад, необходимо ознакомиться с воспитателями дошкольных учреждений, которые ведут детскую группу. Это очень важно, поскольку в этом случае воспитатели дошкольных учреждений могут получить важную информацию о привычках и особенностях ребенка, а также познакомить родителей с процессом адаптации в конкретном детском саду. Также желательно, чтобы ребенок познакомился с местом, в котором он будет находиться.

2. Поговорите с ребенком о детском саде

Независимо от того, сколько им лет, дети должны быть ознакомлены с решением о зачислении в детский сад, как только их родители его примут. Это означает, что родители должны утвердительно говорить о яслях/детском саду в присутствии (или детям), объясняя им, как будет выглядеть первый день и как они будут проводить там время, но также отмечая, что мама и папа придут, как только как они закончат свою работу.

3. Гармонизируйте домашний распорядок с распорядком дня в детском саду

Дети любят рутину, потому что в ней они чувствуют себя в безопасности. Поэтому важно ознакомиться с распорядком дня детского сада (время обеда, время сна, правила поведения и т.д.) и адаптировать к нему работу семьи. Лучше всего за несколько недель до адаптации начать постепенную адаптацию к режиму сна и кормления в детском саду (если оно отличается от домашнего), чтобы дать детям достаточно времени адаптироваться без страданий. Дети, которые приходят из дома со сложившимся распорядком, подобным тому, который существует в детском саду, легче адаптируются, так как они преодолели одно препятствие еще до поступления в детский сад.

4. Не торопитесь с адаптацией

Адаптация - это процесс, который невозможно предсказать на 100%. Поэтому в течение как минимум первых двух недель родителям необходимо скорректировать свои обязанности и отсутствие на работе на время пребывания детей в детском саду и забрать их в оговоренное время. В первые дни в детском саду дети находятся там недолго, но тем не менее крайне важно, чтобы родители приходили забирать их в согласованное с воспитателем время. Таким образом, дети могут сразу почувствовать, что мама и папа придут, и их страх быть брошенными (на самом деле является самым сильным страхом, с которым они могут столкнуться в процессе адаптации) пропадает.

5. Родители сталкиваются с собственной адаптацией

Хотя мы часто этого не осознаем, большое значение для успеха адаптации имеет отношение родителей к детскому саду. Если родители не уверены в своем решении, если они подозрительны или проявляют негативные эмоции по отношению к детскому саду, дети будут чувствовать их страх и неуверенность, даже если они в присутствии детей говорят о детском саде утвердительно. Родителям непросто справиться со своими страхами и чувством вины, которые возникают, когда они оставляют плачущего ребенка с воспитателем дошкольного учреждения. Хотя их реакция естественна, на подсознательном уровне она вызывает у детей неуверенность и испуг. Рекомендуется, чтобы период прощания был как можно короче, без крайнего взрыва эмоций, ибо чем они длиннее, тем больше проявляется неуверенность родителей. Лучший способ справиться с прощанием - сказать детям (независимо от их возраста), что мы их любим, что им будет весело в детском саду и в какое время мы приедем, чтобы забрать их.

В конце концов мы возвращаемся к началу - заранее информированные, подготовленные родители и хорошее сотрудничество с воспитателями дошкольных учреждений являются наиболее важными аспектами успешной адаптации. Если родители знают, чего они могут ожидать, в связи с этим стрессовым периодом, если они осознают, что детский сад может внести существенный вклад в развитие их ребенка, если они ознакомлены с программой учреждения и отношением к детям, то их чувство вины за причинение вреда своему ребенку больше не будет.

Напоследок совет родителям - постарайтесь воспринимать дошкольные учреждения как ближайших партнеров в воспитании и обучении вашего ребенка. В дошкольных учреждениях работают специалисты, призвание которых - работать с детьми вашего возраста. Вы лучше всех знаете своего ребенка, но воспитатели дошкольных учреждений могут помочь вам своими знаниями и опытом, чтобы вы могли объективно оценить его сильные и слабые стороны. Если мы знаем, что наш ребенок может делать то, что он хочет делать и что он должен делать в определенном возрасте, мы можем наилучшим образом способствовать развитию его потенциала и независимости. Мы всегда должны помнить, что мы воспитываем наших детей не только ради детства, но ради всей их жизни и для того, чтобы показать им, как справляться со всеми ее трудностями.