Технологическая карта урока алгебры в 7-м классе по теме "Тождества"

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: тождество


Тип урока

Урок закрепления и повторения знаний.

Тема урока

Тождества

Цель урока

оценить уровень усвоения понятия тождества, тождественное преобразование выражений, верное и неверное равенство;
формировать умение выполнять тождественные преобразования выражений;
формировать умение определять верное и неверное равенство.

Цели деятельности и планируемые результаты

Образовательные: на данном занятии необходимо отработать следующие умения:

  • выявлять тождество, используя определения;
  • выделять верные и неверные равенства;
  • определять, является ли равенство верным;
  • доказывать тождества;
  • рассмотреть способы доказательства тождеств.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
  • воспитывать активность, усидчивость и прилежание во время учебной деятельности;
  • формировать активность и познавательный интерес у обучающихся на уроке математики.

Универсальные учебные действия

Регулятивные действия:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;
  • определять цель учебной деятельности;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Коммуникативные действия:

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • реагировать на реплики, задавать вопросы;
  • высказывать свою точку зрения;
  • выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Познавательные действия:

  • уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • наблюдать и самостоятельно делать выводы;
  • выполнять задания по аналогии и в измененной ситуации.

Личностные действия:

  • создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
  • признавать собственные ошибки;
  • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • проявлять настойчивость в достижении поставленной цели.

Технологии, используемые на уроке:

  • технология развития критического мышления;
  • технология учебных циклов.

Формы обучения:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.

Приемы обучения:

  • нестандартный вход в урок
  • «да - нет»
  • анализ
  • «хочу» - «надо» - «могу»
  • «цветные поля»

Оборудование:

  • учебник «Алгебра 7 класс» А.Г.Мордкович и др.;
  • карточки-задания для групп;
  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор
  • презентация.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты и формируемые УУД

I. Организационный этап (1 мин.)

Основная цель этапа: обеспечить мотивационную готовность обучающихся, включить их в учебную деятельность.

Создает благоприятную обстановку.
Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем!

Проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует их на активную деятельность. Уточняет тематические рамки

Готовятся к уроку.
Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные:
эмоциональная готовность к обучению.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения изучаемых понятий.

II. Актуализация знаний (6 мин.)

Основная цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для воспроизведения ранее изученного материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; создать проблемную ситуацию.

1. Раскройте скобки:
а) 2 (х - 3);
б) 5а(в2 - ав + 8);
2.Разложите на множители, вынесением общего множителя за скобки:
а) 6а + 6в;
б) 5х + 5у;
в) 3а - 12;
г) ах2 - ах.
3. Разложите на множители с помощью формул:
а) х2 - 4;
б) 16 - у2;
в) 4а2 - 9.

Устно выполняют задания, дают ответы.

Анализируют ответы одноклассников, соглашаются с ними или нет.

Определяют знание или незнание одноклассниками формулы разности квадратов двух выражений.

Предметные:
умение осознанно применять распределительное свойство умножения.
Регулятивные: умение аргументировать свою точку зрения; понимание выбора, сделанного одноклассниками при выполнении задания; умение высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Коммуникативные: умение владеть монологической и диалогической формой речи.
Познавательные: умение выдвигать гипотезы и давать им обоснование.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (4 минуты)

Основная цель этапа: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте тему урока и предположите задачи, которые мы должны решить сегодня на уроке, в соответствии с теми понятиями, определениями, которые уже повторили.

Формулируют задачи урока, сравнивают с задачами, поставленными учителем (слайд 4)

Личностные: самоопределение, целеполагание.
Коммуникативные: построение логической цепи рассуждений.

IV. Закрепление с проговариванием во внешней речи (9 минут)

Основная цель этапа: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

1. Организует выполнение № 36.4, предварительно организует беседу по составлению равенства и определения того факта является ли оно тождеством, с использованием понятия «тождество» при необходимости организует проверку, используя прием «да - нет»; просит учеников при объяснении использовать понятие тождества; организует фронтальную работу для ответов на дополнительные вопросы; проверяет усвоение понятия «тождество» всеми обучающимися.
2. Организует работу обучающихся по выполнению № 36.6 рассаживает обучающихся парами; просит при объяснении использовать понятие тождества; организует индивидуальную работу.
Просит учеников при выполнении этого задания аргументировать свой ответ.
Создает эмоциональный настрой.

Работают устно, объясняя по очереди одноклассникам, используя понятие тождества; дополнительно отвечают на вопросы учителя и учеников.

Работают в парах, объясняя свою позицию друг другу по очереди.
Отвечают, аргументируя свой ответ.
Соглашаются или нет с ответом обучающегося, аргументируя свои выводы.

Предметные: осознанное усвоение понятия «тождество».

Познавательные: подведение под понятие.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выработка волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; умение выслушивать мнение другого, не перебивая его, принимать совместное решение.

V. Физкультминутка
(суперфизкультминутка)

VI. Этап включения в систему знаний и повторения (12 минут)

Основная цель этапа: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух; повторение ранее изученного.

1. Организует работу класса по выполнению № 36.8 (а, б).
Вопрос учителя:
- Как можно доказать тождество? Какие знания используем при доказательстве того или иного факта?
2. Организует работу по выполнению № 36.9 (а, г) и его проверке. С обратной стороны доски два ученика выполняют задания этого номера для проверки.

Выполняют задания по алгоритму, полученному в результате совместного обсуждения выполнения задания.

Два ученика выполняют задание у доски для проверки (с обратной стороны доски), остальные решают, обсуждая решение в группах.
Сравнивают своё решение с решением учеников, выполнявших его у доски, делают выводы.

Предметные: научиться доказывать тождества, применяя различные способы; уметь выбирать способ доказательства в каждом конкретном случае.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Познавательные: сравнивать различные объекты, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

VII. Повторение ранее изученного, проверка по эталону, обсуждение допущенных ошибок (8 минут)

Основная цель этапа: решение заданий в измененной ситуации на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

1. Организует самостоятельную работу групп по выполнению сокращения дробей; проверяет выполнение работы у первых 2-3 учеников; организует работу данных учеников в качестве консультантов.Создает ситуацию успеха, мотивирует учеников на дальнейшую познавательную деятельность.

I вариант:

Выполните сокращение дробей:

а) у43;

б) (х2 - у2)/(х + у)2

II вариант

Выполните сокращение дробей:

а) 3а2в/9а2;

б) (14t -21a)/ (4t2- 9a2)

III вариант

Выполните сокращение дробей:

a) a6x4z5/ a5x5z5

б) (m2 - 4m + 4)/ (m2 - 4)

Выполняют самостоятельно.

Работают с консультантами.

Работают самостоятельно, если задания вызывают затруднения, то отчеркивают поля карандашом соответствующего цвета

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

VIII. Информация о домашнем задании (2 минуты)

Основная цель этапа: записать домашнее задание.

Просит учеников записать домашнее задание в дневник: п. 36, выполнить № 36.8(г), № 36.9(в).

Записывают задание в дневник, оценивают, смогут справиться или нет, задают вопросы учителю.

Личностные: определение границ собственного знания и незнания.

IX. Рефлексия учебной деятельности (4 минуты)

Основная цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- С какими выражениями мы познакомились?
- Достигли ли мы поставленных задач урока?
- Выполнение, какого задания было для вас наиболее трудным, сложным?
- Отметки за урок вы получили, выполняя тест. - Оцените сами свою работу на уроке (слайд 9):

- На уроке я узнал ...

- На уроке понял (запомнил)...

- На уроке мне удалось ...

- Для меня было сложным ...

- На уроке мне понравилось

- Спасибо всем за работу! Урок окончен. До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы, дают самооценку своим знаниям.

Оценивают свою работу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения изучаемого материала.