Военно-патриотическое воспитание нахимовцев на уроках математики

Разделы: Математика, Патриотическое воспитание


Одним из основных направлений воспитательной работы каждого образовательного учреждения является военно-патриотическое воспитание. Это педагогическая деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремление к выполнению своего гражданского долга. В образовательных учреждениях Министерства Обороны РФ это направление является приоритетным.

При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию нахимовцев, являются: использование исторических фактов для развития функциональной грамотности обучающихся, проведение нестандартных уроков, решение математических практико-ориентированных задач.

Для реализации военно-патриотического воспитания можно на любом из уроков, для повышения мотивации воспитанников, в качестве военной составляющей использовать эпиграф. Эпиграфом могут стать высказывания и афоризмы великих полководцев, известных личностей, строчки стихотворений, цитаты из известных произведений, не только о математике или математиках, но и патриотического содержания. Мысли выдающихся российских полководцев тоже будут замечательным эпиграфом или эпилогом вашего урока. Так урок геометрии можно начать с высказывания К.К.Рокоссовского: «Действовать без размышлений - это явный проигрыш» или практическую работу по алгебре словами А.В.Суворова: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».

Мотивирующим фактором на уроке могут стать и интересные исторические факты. Так при изучении темы «Объём тела» можно рассказать о вкладе великого математика - академика А.Н.Крылова, который создал таблицу непотопляемости кораблей, по которой можно было рассчитать, как повлияет на плавучесть корабля затопление тех или иных отсеков или какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен судна и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

При изучении темы «Делимость натуральных чисел», можно предлагать тексты, содержащие исторические сведения и факты тех или иных известных сражений (например: Курска битва, Сталинградская битва) о численности войск, о количестве самолётов, танков и орудий, задействованных в данных операциях. Применение таких фактов способствуют развитию кругозора учащихся, и урок математики становится для нахимовцев не просто уроком, где нужно решать уравнения, запоминать формулы и решать задачи, но и пробуждает чувство гордости за свою страну, тем самым воспитывая у них любовь к Отечеству. Решение таких задач даёт возможность им задуматься о тяготах военных лет, о великом героизме защитников Родины.

Формирование личностных качеств будущего офицера можно осуществлять через определённую роль нахимовца на уроке и использованием военной терминологии. С учетом возрастных особенностей, можно предложить обучающимся представить себя морским пехотинцем или снайпером, описав присущие им качества, применяя при этом и военную терминологию, отличительные знаки этого рода войск. Можно при этом изменить формулировки задаваемых вами вопросов: так вместо «выполните задание» - «получено боевое задание», «озвучить решение задачи» - «доложить результаты операции» и др. При этом содержание заданий остается стандартным для данной темы.

Систематическая работа в данном направлении на уроках математики в итоге не только усиливает интерес к предмету, но и воспитывает настоящего патриота своей страны, будущего её защитника. В наше время любому специалисту, а в современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.

Список использованной литературы

  1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
  2. Предметная неделя математики. / Сост. Н.П.Токарчук. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 128 с.