Использование АМО (активных методов обучения) на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Активными методами обучения называют формы организации работы учащихся на уроке. Разные издания по дидактике дают множество классификаций используемых на уроках методов. Их авторы применяют самые разные основания, например, по дидактическим целям, по источникам получения информации, по характеру учебно-познавательной деятельности (сюда относится классическая диада «продуктивные - репродуктивные методы»), по принципу расчленения или соединения знаний и т.д. Но главное в этих методах, есть отличающий один важный признак - активность учеников. Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем», в некоторых случаях объяснить это ученику очень просто, в некоторых - невероятно сложно. Например, зачем вообще нужны законы? Разумеется, учитель может прочитать детям лекцию о социальных нормах. А может устроить классическую дискуссию «Жить по закону или по понятиям?» - с формулированием собственной позиции, аргументами, историческими и литературными примерами. В процессе обсуждения многое найдут и скажут сами дети (о себе говорить всегда интересно), а на что-то обратит их внимание (усиленное предыдущим обсуждением) учитель.

Простой способ усилить мотивацию - возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Это могут быть простые игры, примеры-демонстрации, опросники. Например, «Сундучок желаний», «Загадочное письмо», «Облака».

На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. в этом помогут различные приемы активной работы с текстами, например, литературных произведений или учебника, а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, - структурирование текста или рассказа, создание разного вида конспектов, составление собственных вопросов для интеллектуальных игр и т.д. Например, «Багаж знаний» - на доске картинка сумки или рюкзака, на который ученики клеят стикеры с небольшими фразами изучения новой темы. Можно этот прием использовать на каждом этапе урока. Дискуссии и игры на основе изученного помогут тщательнее проработать отдельные вопросы и будут способствовать развитию устной речи.

Следующий этап - закрепление изученного материала. Здесь на помощь снова приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых, формах, и создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры. Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом. Например, «Ромашка». Ученики отрывают лепестки и отвечают на вопросы обратной стороны, дают объяснение новым понятиям урока.

Незаменимы активные методы и на этапе контроля - если учитель в самом деле хочет выяснить, насколько хорошо освоен и усвоен материал, он не сможет обойтись методами, рассчитанными лишь на воспроизведение изученного. Например, «Дерево знаний», где плодами этого дерева служат полученные на уроке знания обучающихся. Ученикам предлагается на дереве развешать плоды, подписать на них новую информацию, полученную с урока. Плоды должны быть разного цвета. Каждый цвет соответствует знанию. Получил новые знания, понял тему- плод будет красного цвета, не понял какого-либо материала, вызвало затруднение-плоды зеленого цвета.

В заключение отметим еще раз, что под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать. Таких методов существует очень много, но задача данного курса - возможность использования этих методов на разных этапах обучения: перед началом работы, во время первой подачи информации, при проработке информации, на этапе закрепления и контроля.

Плюсы активных методов

1. Самостоятельное освоение нового материала учениками.

Методики АМО предназначены как для закрепления и проверки пройденного материала, так и для изучения следующего, как правило - в начале новой темы. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия дети ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.

2. Междисциплинарные интеллектуальные умения и навыки.

Активные методики идеально подходят учителю, который думает не только о формальном «прохождении» учебной программы, но и о формировании междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков. Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу.

3. Коммуникативные умения и навыки.

Это наиболее известный «плюс» активных методов. Более того, зачастую учителя уверены, что игры нужны именно для того, чтобы «научить детей общаться», и не обращают особого внимания на содержание игры. Поэтому, планируя проведение той или иной методики, мы должны ясно представлять себе не только, как будут общаться ученики, но и как именно этот способ общения поможет им решить поставленную учебную задачу. Каждая форма предполагает общение по очень строгим правилам, которые во многом определяют и тип обсуждаемой проблемы. Например, если нам необходимо, чтобы дети получили информацию по какой-либо большой теме, состоящей из нескольких относительно самостоятельных частей, мы предложим каждому из учеников проработать по одному вопросу, а затем по определенной схеме познакомить с этим материалом одноклассников.

4. Повышение учебной мотивации.

Активные методики интересны детям, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная: дети могут передвигаться по классу, разговаривать, смеяться. Дополнительная мотивация связана и с соревновательностью, неизбежной во многих играх и дискуссиях.

5. Для учителя - новые возможности оценивания.

Один из способов уменьшить психологическое давление оценки на ученика - ставить много оценок за самые разные формы работы. С одной стороны, активные методы - это всегда деятельность, результаты которой можно оценить, но, с другой стороны, игры или работа в микрогруппах усложняют оценку всех учеников сразу. Поэтому необходимо продумать, что и как оценивать, исходя из учебных целей. Например, учитель может поощрять баллами и хорошими оценками общую активность участников дискуссии, или их полные аргументированные выступления, или выступления пусть не полные, но соответствующие заданной форме высказывания, или, например, высказывания, удачно обобщающие предыдущие выступления. Можно оценивать отдельных учеников, а можно поставить одинаковые оценки всем членам микрогруппы. Можно в течение урока выдавать учащимся медальки, смайлики и т.д., а по итогу урока произвести их подсчет, определить по количеству полученных бонусов оценку.

Опасности активных методов

1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы на уроке, например игровыми, может сделать «пресными» более традиционные формы. А это, в свою очередь, спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.

2. Часто создается впечатление, что на игре (дискуссии) весь учебный материал освоен, все довольны, но потом оказывается, что много частностей упущено из-за внимания к красивой форме занятия. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять такие занятия без подробного обсуждения, записи выводов и домашнего задания, основанного на прошедшей игре.

3. При проведении какой-либо активной формы в большом классе для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать в общей неразберихе. Поэтому нужно стремиться или продумать организацию работы так, чтобы все ученики были вынуждены принимать в ней участие (и это было бы заметно со стороны) или придумать особое «заключительное» задание, которое каждый должен выполнить индивидуально по результатам прошедшей работы.

4. Для ученика робкого, некоммуникабельного, тем более классного «изгоя», участие в групповой работе - задача сложная, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Особенно опасно давать такому ребенку роль, связанную с активной коммуникацией, например, роль организатора работы в группе. Не надо надеяться, что именно в игре класс примет «отщепенца», изменит к нему отношение. Более того, на всякий случай всегда надо иметь заготовленное задание, которое можно предложить ученику, отказывающемуся по той или иной причине участвовать в общей работе.

5. Многие активные методики предусматривают многовариантность выводов и результатов. Разумеется, учитель всегда понимает, к чему должны - в идеале - прийти дети, но дискуссионные и игровые формы невозможны без серьезного, уважительного отношения к разным точкам зрения, подходам, взглядам. Для некоторых детей, особенно в 5-6 классах, тяжело и неприятно отсутствие одного правильного ответа. «Вы все-таки скажите нам теперь, как правильно», - частенько просят после игры девочки-отличницы.

6. До сих пор активные методики воспринимаются многими как «неправильные», нетрадиционные - и значит, противоречащие методикам других преподавателей. отсюда - два типа возможных конфликтов: с коллегами и с родителями. коллеги станут говорить о том, что на уроках плохая дисциплина, учащиеся не получают необходимых знаний, не выполняется госпрограмма и т.п. Если большая часть учителей работает «по старинке», то проблемы будут и у школьников: трудно быстро переключиться с ролевой игры на выполнение задания типа «Спишите и вставьте пропущенные буквы». Родители, уверенные, что они помнят, как их учили, требуют, чтобы точно так же учили и их детей: «Мы и без этих ваших новаций грамотные люди, советская школа была хорошая». Следовательно, учителю, начинающему применять активные методики, придется заниматься просвещением и коллег, и родителей (на родительских собраниях, в индивидуальных беседах).

7. У учителя, только начинающего применять активные методики, могут возникать проблемы с дисциплиной на уроке и после урока. К сожалению, обычная дискуссия в большом классе легко может перерасти «в базар» и разговор на посторонние темы, а часть учеников превратится в пассивных наблюдателей. Игра быстро теряет смысл, когда дети слишком увлекаются игровыми моментами в ущерб содержанию, чтобы этого не случилось, нужно в начале использовать более структурированные формы работы (дискуссии, игры), которые потребуют от участников придерживаться определенной процедуры и выполнять четко сформулированные задачи.

8. Во время общей активной творческой деятельности сложно оценить роль каждого ученика. Поэтому может возникнуть ощущение необъективности выставленной отметки, возможные обиды на одноклассников и учителя («я за них все придумал, им по пятерке поставили, а мне ничего»). Вот почему так важна заранее продуманная система оценивания именно этой формы работы - чтобы не поставить оценки только тем, кто привлек внимание учителя в конце урока, и не забыть тех, кто хорошо работал в его середине и начале.

9. Для учителя велик соблазн использовать активные методики (в которых ученик раскрывается гораздо больше, чем при выполнении обычных заданий), для воспитательной работы, то есть вдруг захотеть поработать, в том числе, и психологом. Но мы не психологи, мы не имеем права проводить с детьми никаких псиких тренингов и занятий без согласия родителей.