Урок-путешествие «Сложение и вычитание в пределах 100»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание в пределах 100


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

Задачи:

  • выявить у учащихся уровень знаний при решении примеров в пределах;
  • развивать умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации, навыки различных приёмов устного счёта;
  • вырабатывать умение сознательно рассуждать при решении задач и уравнений;
  • воспитывать чувства коллективизма и любви к математике;
  • развивать умение наблюдать за природой.

Ход урока

I. Организационный момент

- Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?

II. Сообщение темы и цели урока

1. Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Будем учиться сами и учить других. Но прежде чем начать урок, я напомню правила поведения на уроке. Все должны быть спокойными, дружными, внимательными и сообразительными, чтобы побольше увидеть, услышать и запомнить.

2. А я сегодня проверю ваши умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, повторим задачи различных типов, а также примеры на порядок действий, уравнения и узнаем новое об одном из зимних месяцев, поговорим о явлениях природы.

3. Открываем тетради, 4 клеточки вниз, записываем дату, слова «Классная работа».

III. Математический диктант

1) Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 40. Найдите другое слагаемое. (30) - )

2) Уменьшаемое 12, разность 5. Найдите вычитаемое. (7) - (Е)

3) Вычитаемое 8, разность 20. Найдите уменьшаемое. (28) - (В)

4) На сколько 45 больше 5? (40) - (Р)

5) На сколько меньше 30? (25) - (А)

6) В январе 31 календарный день, а в феврале на 2 дня меньше. Сколько дней в феврале? (29) - (Л)

7) В январе пасмурных дней было 11, а солнечных на 9 больше. Сколько солнечных дней в январе? (20) - (Ь)

Предлагаю вам поработать в парах. Проверьте работу соседа по парте. Н а полях отметьте, сколько ошибок. Подчеркните, с чем вы не согласны. На перемене обоснуйте своё несогласие.

Сделаем выводы:

  1. Как называются числа при сложении (при вычитании)?
  2. Что значит увеличить на несколько единиц (уменьшить на несколько единиц)?

1. Каждому значению выражения соответствует буква. Если значения выражения поставить в том порядке, в каком они записаны, то вы можете прочитать слово, которое зашифровано.

2. Февраль.

3. Каждому из вас нужно было найти примету месяца февраль, выучить и оформить.

4. Февраль - это самый последний месяц зимы. Скоро станет тепло, а пока снег не растаял, давайте слепим снеговика! Но сделать мы это сможем, если правильно, а главное быстро, выполним все задания.

IV. Работа по учебнику

1) Решение уравнений.

Работа самостоятельно по рядам с учебником:

1-й ряд - решает уравнения, где надо найти вычитаемое;

2-й ряд - решает уравнения, где надо найти первое слагаемое;

3-й ряд - решает уравнения, где надо найти уменьшаемое.

Проверяем.

Сделаем выводы:

  1. Как найти первое слагаемое?
  2. Как найти второе слагаемое?
  3. Как найти уменьшаемое?
  4. Как найти вычитаемое?

Вот мы и скатали первый ком!

2) Решение задачи.

1. По краткой записи составьте задачу.

I п. - 42 с

? на сколько больше?

II п. - 32 с

2. О чём говорится в задаче?

3. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

4. Запишите в тетради только решение.

Сделаем вывод:

  1. Какой это вид задачи?
  2. Расскажите правило.

Вот мы и скатали второй ком!

3) Решение примеров.

А теперь попробуем скатать третий снежный ком, но сначала решим примеры.

Работаем самостоятельно, страница 33 № 6 (2, 3).

Отдельным ребятам были даны карточки с примерами. Если вычисления произведены правильно, то они смогут прочитать примету февраля.

  1. Назовите пример, ответ которого на 1 больше, чем 67.
  2. Прочитайте математическое выражение, значение которого следует за числом 4.
  3. Прочитайте математическое выражение, значение которого равно 5 десятков и 4 единицы.
  4. Прочитайте пример, ответ которого находится между числами 28 и 30.

А теперь попробуем выполнить такое задание:

  1. Сравните выражение, не выполняя действий: 23 + 15… 23 + 16;
  2. Найдите значение выражения: 40 - 8 + 7 = (39).
  3. Расставьте скобки так, чтобы ответ данного примера был равен 25.

Сделаем вывод:

  1. Какие выполняются действия в выражениях, если нет скобок?
  2. Какие выполняются действия в выражениях, если нет скобок?

Вот мы и скатали третий ком!

А теперь немного отдохнем! (Физкульт. пауза)

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет щёки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
А всё правильно выполнять!

  1. Сколько раз ногами топнем? (24 - 20);
  2. Сколько раз в ладоши хлопнем? (10 - 7);
  3. Мы наклонимся сейчас (11 - 9);
  4. А подпрыгнем только вместе! (20 - 19).

Вот мы и отдохнули!

- Ребята, а чего только не хватает у нашего снеговика? (Морковки).

- Отгадайте загадку:

Белые морковки, а зимой растут? (Сосульки).

- Как называется такое явление:

У крыльца растаял лёд.
Вместо снега дождь идёт.
Мокнут клёны и дома, -
Очень странная зима.
Пьёт из лужицы снегирь.
Пьёт и удивляется:
«Неужели к нам в Приморье
Юг перемещается?»
(Оттепель)

Оттепель - это повышение температуры воздуха до 0 градусов в холодное время года. Обычно оттепели бывают короткими: 1 - 3 дня, за ними наступают холода.

Задание 1. Сформулируйте к условию задачи вопрос таким образом, чтобы задача решалась двумя действиями.

Во время оттепели появились 2 сосульки. Длина первой сосульки 30 см, вторая сосулька на 16 см длиннее. Чему…?

  1. О чём говорится в задаче? (О сосульках).
  2. Что известно о первой сосульке? (длина равна 30 см).
  3. Посмотрите на модель задачи и определите длину второй сосульки. Она больше или меньше? Почему?
  4. Какова длина первой сосульки в дм?
  5. А какая хитрая вторая сосулька! Она хочет узнать свою длину в см и дм!
  6. 56 см = … дм … см

Сделаем вывод:

  1. Сколько см в 1 дм?
  2. Сколько дм в 1 м?
  3. Сколько см в 1 м?
  4. Назовите меры длины в порядке возрастания

- Ребята, а чего не хватает на голове у снеговика? (Ведра).

- Форму, какой геометрической фигуры имеет ведро?

- Докажите, что это прямоугольник.

- А каждый ли четырехугольник является прямоугольником.

Задание 2. Посмотрите на геометрические фигуры и назовите прямоугольники. А какая геометрическая фигура лишняя? Почему?

Задание 3.

1. Из каких геометрических фигур состоит снеговик? (круг, прямоугольник, треугольник).

2. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете. (квадрат, четырехугольник, многоугольник).

3. Посмотрите, какой весёлый снеговик у нас получился!

4. А пока мы лепили нового снеговика, вдруг…

С неба падают цветы
Белые, пушистые,
Только не пушистые!

  1. Что это за цветы?
  2. Посмотрите, сколько красивых снежинок вокруг, снежинки упали к вам на парты. Но они не простые, а волшебные. На обратной стороне снежинки вы найдёте задание, которое каждый из вас выполнит дома, а снежинка останется на память о нашем уроке.

Подведем итог урока. Но для этого нам нужно отгадать кроссворд.

Кроссворд

  1. Как называется результат сложения?
  2. Четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
  3. В ней содержится вопрос математического характера, данные для решения.
  4. Как называется результат вычитания?
  5. Выражение, где есть один неизвестный компонент.
  6. Как называется знак «>».
  7. Природное явление, при котором появляются сосульки.