Особенности формирования читательской грамотности на уроках литературы в условиях развития ФГОС СОО

Разделы: Литература, Профессия — педагог

Ключевые слова: читательская грамотность


В современном мире профессия учителя - это не только должность, статус, но и в первую очередь призвание. В то время как современные технологии непрерывно и постоянно присутствуют в жизни общества и уже занимают одну из огромных ниш, такой предмет как «Литература» и его значение обесцениваются многими. Но это не умаляет его важности в образовании подрастающего поколения.

Работая учителем русского языка и литературы уже более десяти лет, я заметила такую тенденцию: современные школьники почти разучились читать печатные источники, классическую литературу. Это все больше и больше ведет к деградации. В свою очередь данное обстоятельство затрудняет работу учителя-предметника, который выбрал своим призванием данный род деятельности.

Но, не смотря на сложности, с которыми нам приходится сталкиваться, все-таки в современном образовании приоритетными остаются задачи по воспитанию и развитию гармонично-развитых личностей, готовых применять свои знания в достижении поставленных ими целей, адаптироваться в обществе и стремиться к саморазвитию и самопознанию себя как личности. Я считаю, что мой предмет в этом плане позволяет развить в учениках все эти качества. Для этого необходимо просто двигаться «в ногу со временем», не отвергая современные технологии, а активно применяя их в своей деятельности. Ведь учитель, который близок ученикам по духу и роду деятельности не только привлекает внимание к себе, но и привлекает внимание к своему роду деятельности, предмету, которым он занимается.

Мне кажется, нельзя в работе учителя выделять отдельно взятые понятия, определяющие литературу. Ведь одно невозможно без другого: методология учебного предмета и развитие читательской грамотности. Сегодня это одно из направлений образования, целью которго является также развитие функциональной грамотности школьников.

Формирование функциональной грамотности обучающихся - одно из приоритетных направлений в современном образовании. Ее основы закладываются еще начальной стадии обучения в школе. В средней и старшей школе необходимо продолжать развитие данного направления с целью формирования у учеников способности использовать полученные в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах деятельности, общения с другими людьми, социальной адаптации человека в обществе.

Составляющими функциональной грамотности являются читательская, экономическая, юридическая, математическая, естественно-научная, компьютерная разновидности.

Читательская грамотность представляет собой способность ученика использовать письменные тексты, размышлять над ними, и выявлять на сновании этих размышлений возможностей по достижению целей , участвовать в жизни общества, стремиться к расширению объема своих знаний. В современном мире это возможно только через текст.

Смысловое чтение - это особый вид читательской грамотности, который подразумевает под собой способность к осмыслению письменного текста, размышлений над его содержанием и последующего применения этих знаний в практической деятельности для достижения своих целей.

Одним из инструментов достижения этих целей является технология развития критического мышления. Она обучает и развивает в детях способности слышать и слушать, рассуждать, создавать свои свои собственные текста, активизирует процессы творчества, развивает познавательный интерес и побуждает детей к действию.

В современной методологии выделяют несколько видов чтения

  • просмотровое, направленное на поиск конкретной информации (используются такие приемы, как "Кластер", "Прогнозирование с помощью открытых вопросов" и др.);
  • изучающее, направленное на поиск полной и точной информации с целью ее дальнейшей интерпретации и использования в процессе решения поставленных задач (используются такие приемы, как "Таблица", "Опорные сигналы");
  • ознакомительное, направленное на основного смысла и ключевой информации (используются такие приемы как "Озаглавливание текста", "Диалог с текстом")
  • рефлексивное, направленное на развитие способности предвосхищать будущие события, которые разворачиваются в тексте на основании заголовка или по ходу чтения (здесь используются такие приемы, как "Синквейн", "Эссе" и др.

Технология развития критического мышления может быть использована при работе учителя в различных формах: в групповой работе, парной, и коллективной.

Проверка уровня развития читательской грамотности и смыслового чтения возможна при проведении специальных работ, направленных на выявления данного аспекта.

Сегодня формирование читательского грамотности является одной из задач учителя русского языка и литературы. Важно помнить, что ее реализация возможно только в системе комплексного системно-деятельностного подхода всего учебного процесса, а не отдельно только на уроках по данным предметам.