Методическая разработка урока на тему «Способы введения ребёнка в условия дошкольного образовательного учреждения»

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Группа: 2 курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тип занятия: урок по применению знаний, умений и навыков

Вид занятия: практическое занятие (урок работы в малых группах)

ПМ.01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК), которыми должен овладеть студенты:

  • ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.
  • ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
  • ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
  • ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

Цель урока: эффективное решение педагогических ситуаций по определению рисков адаптации и способов введения ребёнка в условия дошкольного образовательного учреждения через активное освоение содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой и формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию (3 уровень усвоения).

Задачи урока: уметь организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, степени тяжести адаптационного процесса; развивать навыки общения и взаимодействия в группе; понимать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Оснащение урока:

  • Мультимедийная презентация по теме урока.
  • Ситуационные задачи к практическому заданию «Определение степени тяжести адаптации ребенка»
  • Карточки с педагогическими ситуациями на выявление признаков дезадаптации.
  • Примерная форма плана по оказанию помощи ребёнку с тяжёлой и средней тяжестью адаптации
  • Дополнительная информация к практическому заданию «Анализ педагогических ситуаций на выявление признаков дезадаптации».
  • ПК с выходом в интернет. Ссылки на интернет-источники по теме урока.

Информационные источники к уроку:

Основная литература

  1. Голубев, В.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / В.В.Голубев, Л.В.Макарова. - Москва: Академия, 2017. - 270.

Дополнительная литература

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
  2. Быкова, А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад. - ООО «Издательство АСТ», 2017.-223с.
  3. Русаков, А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. - М.: Сфера 2010. - 128 с.

Интернет-ресурсы

  1. Жаркова, Ю.Н. Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду» // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №5. - С. 47-51. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3604/
  2. Маишева В.П. Сложности при адаптации ребенка в детском саду [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 16-18. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12474/

Структура урока

1. Организационный этап. Приветствие «Здравствуйте!»

Обучающиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Мотивация и актуализация темы урока (постановка проблемных вопросов, создание познавательной мотивации)

Показ-предъявление проблемы. Внимание на экран (показ видеофрагмента «Надо ли отдавать ребенка в детский сад?» / Режим доступа: http://inter.ua/uk/video/episode/faces_utro/2012/05/30/detsad) (слайд 1).

Детский сад - это хорошо или плохо?

Надо ли отдавать ребенка в детский сад? (слайд 2, 3)

Эти вопросы рано или поздно возникают в каждой семье.

Решение родители принимают на основе собственного опыта и личного мнения о достоинствах и недостатках дошкольных учреждений.

Прием «Верные, неверные утверждения»

На слайде представлены отдельные высказывания родителей. Прочитайте, выберите, близкое вам утверждение и обоснуйте свой выбор.

  • «Дома лучше, чем в садике».
  • «Детский сад - это обязательный пункт в биографии нормального ребенка, иначе он общаться не научится и самостоятельным не станет».
  • «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка».
  • «Садик - это не то место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Садик - это то место, куда просто НАДО ходить, если взрослым НАДО идти на работу».
  • «В садик отдают детей только несознательные родители, которые хотят поскорее избавиться от ребенка».
  • «В детский сад нужно отдавать только на полдня или только на один год перед школой, чтобы привык к дисциплине» (слайд 4).

Заслушивание суждений студентов по поводу предъявленной ситуации.

Что об этом думает доктор Е.Комаровский? Внимание на экран (показ видеофрагмента «Надо ли отдавать ребенка в детский сад?» / Режим доступа: http://inter.ua/uk/video/episode/faces_utro/2012/05/30/detsad) (слайд 5).

Несомненно, с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.

Значит, объявляем набор детей в группу раннего возраста (проблемная ситуация) (слайд 6).

3. Формирование обучающимися цели предстоящей деятельности

Поступление в детский сад - это достаточно сложный период, как в жизни ребенка, так и в жизни родителей, это адаптация к детскому саду.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Каким рискам подвержен ребенок, поступающий в детский сад? Как помочь ребенку и родителям мягко адаптироваться к детскому саду?)

Тема урока «Способы введения ребёнка в условия дошкольного образовательного учреждения» (слайд 7). И сразу возникает очень много вопросов.

Прием «Верные, неверные утверждения»

Обратимся вновь к отдельным высказываниям родителей по этому вопросу. У вас на столах листочки с высказываниями родителей, прочитайте утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив плюс, если не согласны - минус.

В конце урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность еще раз, используя полученный на уроке практический опыт (Приложение 1).

4. Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения учебных ситуативных задач (работа в малых группах)

Задача данного этапа - сформулировать групповую позицию по практическим заданиям.

Для ребенка детский сад, несомненно, является стрессовой ситуацией с новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По мнению психологов, малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса. Адаптация ребенка обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.

Существуют адаптационные (невротические) реакции, которые можно считать закономерными в этот период.

4.1. Давайте вспомним их, выполнив практическое задание «Анализ педагогических ситуаций на выявление признаков дезадаптации» (слайд 8).

(Инструкция: Прочитать и объяснить, является ли данное поведение нормальной адаптационной реакцией или нет. Изучив дополнительную информацию, раскрыть, от чего зависит степень выраженности этих негативных признаков) (Приложение 3).

(Студенты заранее делятся на несколько малых групп (4-5 групп). В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп. Каждая малая группа обсуждает задание в течение отведенного времени).

Каждая группа получает несколько карточек, на которых описано то или иное поведение ребенка (Приложение 2) (слайды 9-12).

По окончании времени, выделенного на задание, представитель группы (спикер или эксперт) зачитывает описание поведения и объясняет, является данное поведение нормальной адаптационной реакцией или нет и от чего это зависит.

Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп, по решению заданий и подытоживает, какие особенности поведения и проявления эмоций у ребенка могут появиться в период адаптации к детскому саду:

  • эмоциональные нарушения (капризность, плаксивость, либо наоборот ребенок становится тихим, малоэмоциональным);
  • страх, гнев - спутник отрицательных эмоций;
  • нарушения поведения возвращаются или усиливаются проявлением кризиса 3 лет;
  • проблемы со сном (симптоматика зависит от нервной системы ребенка - поверхностный сон, трудности засыпания или пробуждения);
  • проблемы с аппетитом;
  • снижение иммунитета и частые простудные заболевания;
  • снижение речевой функции, если она находится в стадии формирования;
  • у детей с сформированной речью и уверенно владеющих ею на возрастном уровне, такие проблемы не возникнут или они будут минимальны;
  • невротические проявления: энурез, психогенные запоры и рвота, патологические привычки (сосание пальцев, обкусывание ногтей, онанизм, выдергивание волос, ритмическое раскачивание туловищем) (слайд 13).

От чего это зависит? (Ответы малых групп).

Проблемы, о которых мы говорили в предыдущем задании, могут в той или иной мере проявиться у каждого ребенка, однако у разных ребят адаптационный период может протекать по-разному. Поэтому различают детей с разной степенью тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.

4.2. Следующее задание «Определение степени тяжести адаптации ребенка по представленному описанию» (Приложение 5).

Составление плана оказания помощи ребёнку с тяжёлой и средней степенью адаптации.

Инструкция: план составить по следующей форме (Приложение 4).

Все группы последовательно предъявляют свой материал. Представление таблиц со своими наработками группы могут осуществлять по принципу дополнения: после того как представит свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все остальные сопоставляют свои таблицы с выставленными на доске и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участники проводят после выступления каждой последующей микрогруппы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.

4.3. Практическое задание «Разработка памятки для родителей «Ваш ребёнок поступает в детский сад»», руководствуясь материалами учебника и Интернет-ресурсами (слайд 14).

Вот некоторые рекомендации для родителей, которые помогут облегчить процесс адаптации ребенка к условиям детского сада.

1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.

2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях детского сада. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.

4. Постарайтесь, чтобы дома ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте своего малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему очень нужна ваша поддержка!

5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.

6. Дайте в детский сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется!

8. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности) с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

9. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если ему, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.

10. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

11. Будьте уверены в том, что посещение детского сада действительно необходимо для полноценного развития ребенка. Чем меньше у родителей сомнений в необходимости посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И ребенок, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее (слайд 15-16).

Все группы последовательно предъявляют свой материал. Представление рекомендаций группы могут осуществлять по принципу дополнения: после того как представит свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все остальные сопоставляют свои рекомендации с выставленными на доске и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участники проводят после выступления каждой последующей микрогруппы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.

5. Рефлексивно-оценочный этап урока

А сейчас, я попрошу Вас вернуться к листочкам, на которых вы в начале урока оценили достоверность высказывания родителей о способах введения ребенка в условия детского сада. У кого изменились взгляды на отдельные утверждения, используя полученный на уроке практический опыт? Прокомментируйте.

Спасибо за активную работу на уроке, эксперты внутри групп оценили работу каждого, а теперь хотелось бы услышать вашу оценку. Внимание на экран.

Рефлексия «Все в твоих руках» (слайд 17). Выскажите свое мнение по каждой позиции.

  • Большой - для меня было важным и интересным…
  • Указательный - какую проблему научился решать…
  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец - За что бы вы себя могли похвалить?

6. Домашнее задание

На основе представленных рекомендаций создать красочный и содержательный буклет для родителей «Ваш ребёнок поступает в детский сад», выполняя все требования к его оформлению (слайд 18).

Приложения