Как научить ребёнка читать быстро

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: скорочтение, Как хорошо уметь читать


«Учитель работает над самой ответственной задачей -
он формирует человека.
Педагог - это инженер человеческих душ».

Михаил Иванович Калинин

Процесс чтения очень сложен для детей - в нём участвует память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. В школе ребёнку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал. Пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ученик уже всё перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

  • Низкий уровень внимания и памяти (ученик читая четвёртое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысл прочитанного).
  • Ученик, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания.
  • Пониженный объём оперативного поля зрения (ученик охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
  • Маленький словарный запас.
  • Регрессия - возвратные движения глаз. Многие дети сами не замечая читают слово дважды как бы для верности.
  • Не развитый артикуляционный аппарат.

Как же всё- аки научить ребёнка читать сознательно, быстро и выразительно?

Вовлекайте ребёнка в процесс чтения, читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал. Какие слова несколько раз повторял. Объясните непонятные слова.

Существуют следующие методы и упражнения

1.Чтение - необходимо для жизни.

Пишите ребёнку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

2.Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

3.Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст, а ребёнок вслед за вами, ведёт пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ученик успевал. Читайте медленно, и быстро. Поинтересуйтесь у ребёнка, заметил ли он смену скорости?

4.Чтение за определённое время.

Выберите несложный текст, заметьте время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, отмечая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трёх раз. Это задание покажет ребёнку, что он может читать быстрее.

5.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идёт в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна. При чтении про себя - глаза забегают вперёд, ученик понимает смысл прочитанного текста.

6.Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребёнку понятнее, о чём идёт речь. Поинтересуйтесь, как же всё- таки правильно читается слово.

7.Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных подряд. Наша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребёнку их читать.

8.Жужжащее чтение.

Ученик читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

9.Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв, (пять, шесть), вставьте согласную, спросите, какая буква лишняя?

10.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот-кит, кот-рот, лес-вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

11.Артикуляционная гимнастика.

Читайте скороговорки поразному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться.

12.Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя, указывая карандашом на букву, прочитает их все. Необходимо запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов.

13.Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова. Например, напишите слова с пропущенными буквами или слогами, нужно дописать буквы (слоги).

14.Чтени с закладкой.

Читая текст, ученик движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово - это исключает повторы и наращивает темп.

15.Чтение слов, написанных разными шрифтами.

16.Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

  • Кот лес дом
  • Котик лесок домик
  • Котёночек перелесок домишко

17.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

18.Ребёнок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Такое упражнение проводится перед чтением вслух каждого текста.

19.Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

20.Пристукивание ритма.

Ученик читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

21.Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

22.Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ученик читает пять минут. Проводить четыре урока в день.

23.Устраивайте в своей семье игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24.Ученик делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор (с, т, п. Г, В. Ж, К, н, ф…).

25.Складывание слов из двух половинок.

Слово пишите на двух карточках хаотично. Предложите ученику сложить карточки, чтобы получилось слово.

26.Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ученик читает небольшой отрывок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

27.Тренировка внимания.

Ученик читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» нужно найти то место в книге, где он закончил читать.

28.Очередь.

Ребёнок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29.Ролевое чтение.

Предложить читать с разной интонацией: волк - грубо, заяц - тихо.

30.Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении. Например: «ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне». Напишите с десяток таких предложений, пусть ученик «распутывает».

31.Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдёт. Эта игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьёт словесную память.

32.Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку. Применяется для развития скорости зрительно-поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25 см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1 до 30. Искать цифры нужно беззвучным счётом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребёнок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Вывод: умение бегло читать - это не самоцель, а необходимость, без которой ребёнку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, они готовы к творчеству.

Успех рождает радость! Не забывайте хвалить своих учеников!

Литература
  1. Каримова Р.А. Скорочтение и развитие памяти: онлайн- курс. Уфа, 2022
  2. htt://karimova-school.com