Духовно-нравственное воспитание обучающихся через реализацию программы по обществознанию

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимые для дальнейшего роста и становления личности», - считал известный педагог и психолог Ш.А.Амонашвили.

Духовно-нравственное развитие и воспитание молодёжи являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений политики в области образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.[1]

Одна из чувствительных проблем современного российского общества - отсутствие у части молодёжи фундаментальных ценностных ориентиров, обеспечивающих преемственность поколений. Их родители, пережив кризисы безработицы, бесконечных невыплат заработной платы, пустых прилавков, «чёрных вторников», - насторожённо и даже враждебно относятся к понятию «нравственные ценности». «Своя рубашка ближе к телу», «Соловья баснями не кормят» - вот философия их жизненных ценностей. Что противопоставить их горькому жизненному опыту? Истину. Она в любви, в милосердии, в умении слушать и слышать другого, сопереживать. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (А.Дистервег). Значит, надо искать способ, который поможет учащимся самим преодолеть трудности на дороге познания самих себя и друг друга.

В современных условиях на обществознание как учебный предмет возлагается особая миссия - способствовать формированию у студентов нравственных ориентиров человека, способного правильно взаимодействовать со своим социальным окружением, осознающим свою российскую гражданскую идентичность, воспитанного на чувстве патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край.

Позитивно ориентированная личность, обладающая нравственным, познавательным, коммуникативным, физическим и эстетическим потенциалом - цель образования в воспитательном аспекте.

Такая задача решается только в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно ориентируемое обучение лежит в основе технологии проблемного обучения, которую я использую в своей педагогической практике.

Но для того, чтобы решать многомерные педагогические задачи, необходимо использовать весь современный арсенал педагогических технологий и методов.

В современной педагогике широко применяются всевозможные технологии - от монотехнологий до политехнологических структур. При этом всякая технология имеет в своем распоряжении совершенно определенный теоретико-методологический потенциал. При подготовке учебного занятия мной используются различные педагогические технологии (политехнологическая структура), но основной моей целью было достучаться до каждого участника образовательного процесса.

У каждого в жизни свои вершины, который он покоряет, и не для всех они Эверест. Но для обучающегося важен любой подъём в личностном развитии.

Применяемые на уроках личностно - ориентированные технологии в комплексном контексте позволяют поставить в центр личность обучаемого, обеспечить комфортные, бесконфликтные условия ее развития при изучении курса обществознания.

Из словесных методов широко использую эвристическую беседу. Путём постановки перед обучающимися проблемных вопросов и совместных с ними рассуждений. Мы приходим к выводам, составляющим суть изучаемого материала. Стараюсь при изучении тем, ставить вопросы, лежащие в плоскости морали и нравственности. Например, в теме «Социальные нормы» обучающиеся пытались разобраться: чем объяснить, что более демократическое общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Перекрёстная беседа позволяет поддерживать альтернативность мнений. Особенно эффективен данный метод при обсуждении вопросов, касающихся нравственных аспектов жизни человека и общества. В теме «Наука» остро стоял вопрос об этике учёного. Как разрешить противоречие между необходимостью работать на оборону страны и собственными гуманистическими принципами? (А.Д.Сахаров)

Для уроков обществознания очень эффективно использование кейс технологии при обсуждении социальных экспериментов, демонстрируемых в том числе и на Первом канале. Обучающиеся не только эмоционально обсуждают предложенную ситуацию, но и проецируют её на себя. Нередко молодые люди испытывают затруднения в принятии решения в подобной ситуации. В таких случаях делюсь своим жизненным опытом.

На уроках обществознания в силу специфики предмета весьма сложно визуализировать содержание урока. Эмоционально окрашенное знание присваивается обучающимся как личный опыт, для этого считаю целесообразным использовать фрагменты из документальных и художественных фильмов, видеоуроков. Демонстрация сюжетов фильмов оказывает воздействие на эмоциональную сферу студентов, постановка проблемных вопросов к ним повышают результативность урока в плане усвоения материала и развития универсальных учебных действий. Так в теме «Мораль» я использовала фрагментпрезентации «Немцы о русских солдатах». Предварительно были сформулированы проблемные вопросы:

  • когда, по-вашему мнению, особенно ярко проявляются нравственные качества человека?
  • в чём состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты её исторического развития? Приведите примеры.

Обществоведческие цели в наибольшей степени решаются методами активного и интерактивного обучения, так как развивают активность мышления, позволяют быстро перерабатывать информацию, активно дискутировать, принимать творческие решения, работать в коллективе на основе кооперации и сотрудничества. Для этого организуется индивидуальная и групповая работа, при изучении нового материала используется метод проектов, деловые игры, дискуссии.

Процесс социализации не возможен без усвоения опыта, ценностей, идеалов предшествующих поколений. Фрагмент из х/ф «Служили два товарища» (сцена, где герой Р. Быкова мечтает какой будет жизнь при Советской власти) послужил поводом для дискуссии. Вопросы для обсуждения:

  • каким виделось общество герою Р.Быкова?
  • какие нравственные качества будут у будущих поколений по мнению этого героя фильма?
  • какие из этих моральных ценностей вы наблюдете у современных людей, граждан нашей страны?
  • утрата каких нравственных идеалов вызывает у вас сожаление?

Использование метода проектов не только активизирует познавательную активность, позволяет разбудить разум, но и душу.

Задание: используя текст «Моральный кодекс строителя коммунизма», составьте портреты трёх поколений, какими вы их представляете. Выделите нравственные ценности, объединяющие людей разных поколений.

На каждом уроке, исходя из цели и задач, пытаюсь адекватно подбирать для каждой темы методы обучения, не останавливаясь на каком-либо одном. Только сочетание их может принести педагогический эффект.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души педагога, определяющемся ясностью его духовного зрения. Учителю, работающему с группой подростков, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включать их в деятельность по преобразованию окружающей социальной среды только при условии, если он сам патриот.

Принятие каких-либо духовных ценностей и идеалов в полной мере происходит в том случае, если они транслируются людьми, которыми ты гордишься. Поиск ответа на вопрос: какие нравственные идеалы помогали первостроителям города преодолевать все трудности? был эмоционально окрашен благодаря демонстрации кадров из д\ф о Комсомольске.

Только Личность может воспитать личность. Социальный заказ - личность активная, пытливая, образованная, с жизненной установкой на успех, воспитанная в общечеловеческих и демократических ценностях. Нельзя научить активной гражданской позиции, если у тебя самого её нет. Надо начинать с себя. Поэтому все неудачи учащихся - это мои промахи, их ошибки - мои ошибки. Значит, я не нашла нужное слово.

Как известно, воспитательный эффект имеют не столько слова, сколько пример взрослого и совместная деятельность.

Дорогу осилит идущий. Я иду по дороге познания со своими учениками и хочу, чтобы они были не просто моими попутчиками. Они мои соратники, товарищи, с которыми я открываю новые горизонты, смотрю на мир заинтересованно и внимательно. Это мои сограждане, с которыми я буду делать жизнь в этой стране лучше и счастливее.

Интернет-ресурсы

1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса. - https://infourok.ru