Личностно-ориентированные технологии в работе молодого учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Приоритетность личностно-ориентированных технологий - важная характеристика современного обучающего процесса. Они способствуют всестороннему развитию учащихся, представлению единой структуры полученных знаний, вовлечению общей массы учеников в обучающую среду.

Думаю, большинство из вас согласятся, что такие технологии обучения имеют массу преимуществ над традиционными формами обучения. Но я хочу обратить внимание, что личностно - ориентированное обучение имеет положительное влияние не только на учеников, но и на молодых специалистов.

Основываясь на своем опыте, опыте моих коллег и научной литературе, я пришла к выводу, что в современной образовательной системе именно личностно-ориентированный подход в обучении позволяет молодому учителю максимально комфортно войти в педагогическую деятельность. В отличие от традиционных методов, личностный способствует большему раскрытию профессионального потенциала, быстрому поиску и созданию индивидуальных приемов работы и определения индивидуального курса обучения для каждого класса, а также снижается влияние укоренившихся приемов и методов, заставляющих учителя подстраиваться под личность наставника. В итоге, мы приходим к тому, что популяризация личностно-ориентированных технологий является особо значимой для начинающих учителей. Эти методы позволяют организовывать профессиональную деятельность молодых специалистов максимально эффективно:

В первую очередь опишу психологическое влияние: зайдя в класс, учитель тревожится, не знает как подступиться к детям, а организация учебного процесса в позиции субъект\субъект повышает уровень психологического комфорта педагога. Следующая особенность заключается в непрерывном взаимодействии с учениками, в таких условиях у учителя появляется дополнительные средства воздействия на учебную мотивацию ребенка. Это дает большую эмоциональную отдачу, в сравнении с традиционными методами, что однозначно повышает мотивацию в профессиональной деятельности самого учителя. Еще одно положительное влияние, связанно с организацией урока. Преобладание личностно-ориентированных приемов обучения в работе молодого специалиста, возможно и увеличивает время подготовки каждого отдельного урока, но на самом занятии снижает количество стрессовых моментов, которые связаны, в основном, с большим объемом монологового материала, сложностях удерживать внимание детей, постоянным поддержанием мотивации и т.д.

Собственный опыт первого года работы в школе я проживаю сейчас. Основываясь на своей педагогической практике, еще в период обучения в университете, я изначально определила себе ключевые методики преподавания, которые позволят мне комфортно адаптироваться к возрастным особенностям детей, а также предметным требованиям программы. К ним были отнесены проектная деятельность, исследовательская, проблемное обучение, игровая деятельность и т.п.

Однозначно можно сказать, что это позволило мне ощущать полную картину восприятия моих уроков учениками, регулировать и контролировать ее. Получать эмоциональную отдачу. И главное, возможность регулировать темп занятия в зависимости от общего психологического климата ученического коллектива. В зависимости от ситуации любые педагогические приемы имеют недостатки, ограничения в использовании, трудности реализации или необходимость дополнительного оборудования. И у личностно-ориентированных приемов они однозначно есть, их нужно учитывать и уметь нивелировать. Основными недостатками ЛОО являются: большое количество учеников в стандартном классе, слабо проработанная учебно-методическая база. Но проблема, с которой столкнулась я, вовсе не мелькала в моем информационном пространстве, хоть она и очевидна. Большая часть родителей нового поколения не знакомы с современными требованиями ФГОС, педагогическими методиками, которые становятся основой образовательного процесса. И конечно, новые приемы обучения они воспринимают недоверчиво.

В процессе работы мне встречались родители, которые удивлялись, почему на уроках мы готовим проект, а не заучиваем параграф. Да, я действительно организовывала в некоторых классах родительские собрания, где освящала преимущества личностно-ориентированной технологии обучения, знакомила родителей с современными стандартами обучения, необходимость их соблюдения, в том числе для подготовки к различным формам аттестации.

Таким образом, проблему отношения родителей к современных формам обучения я определила как наиболее значимую для себя. Именно она требует комплексных мер со стороны школьной системы обучения. Регулирование этой проблемы полностью ложится на администрацию и учителей конкретной школы, которые обязаны просвещать родителей и демонстрировать результативность данных методов обучения в современных реалиях. Я выделила несколько направлений для решения такого рода задач: знакомство с принципами обучения, установленными государством, на этапе заключения договора об обучении; планомерная просветительская деятельность классных руководителей и, наверное, положительные результаты на ежегодных проверочных работах.

В заключение, хотелось бы обобщить: ЛОО являются, с моей точки зрения, наиболее перспективными приемами обучения в целом и профессионально удачными для молодых специалистов, только начинающих педагогическую карьеру.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.
  2. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г.Абраимова. М.: Гардарики, 2008. 118 с.
  3. Бородовский Н.В. Современные образовательные технологии / кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовского. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
  4. Гордиенко Т.П., Шушара Т.В., Смирнова О.Ю. Программный продукт «Педагогика высшей школы». Методические указания для аспирантов / ГПА, каф. ПиУУЗ, 2017. Протокол № 3 от 06.03.2017 - CD-диск.