Сказкотерапия полезна всем… (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: сказкотерапия


Растить детей здоровыми - задача каждого дошкольного учреждения. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и медиками создано множество здоровьсберегающих методик, используемых при работе с детьми.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на таком понятии, как «сказкотерапия». Казалось бы, какая здесь связь: здоровье и сказка. Оказывается - самая прямая. В развитии, а следовательно и в организации процесса воспитания все взаимосвязано. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями.

Сказка - наиболее простой и действенный способ для создания эмоциональной комфортности и позитивного психического самочувствия ребенка. А если ребенок бодр и весел - это непременно отразится на его психическом развитии. Этот факт я особенно учитываю в период адаптации, когда ребенок находится в тревожном состоянии.

Сначала я предлагаю родителям самим рассказать ребенку историю о том, как зайчонок пошел в детский сад. В уголке родителей есть небольшая, красочно иллюстрированная книга. Ситуации, в которых оказывается герой - Зайка, достаточно типичны. Это может произойти с каждым малышом, впервые оказавшемся в детском коллективе без мамы и папы. К тому же зайчонок очень понятен ребенку, ведь его самого мама так ласково называет.

В нашей группе создана развивающая среда: на стене висят картины с изображением сказочных героев, есть уголок «книголюба» с подборкой книг, согласно возрасту детей, собрана коллекция игрушек « мои маленькие друзья» для небольших инсценировок, несколько видов театра (пальчиковый, кукольный, магнитный, театр масок, театр на фланелеграфе)

Сказкотерапию я провожу в различной форме: чтение, рассказывание, показ на фланелеграфе, использую все виды театра, совместно с детьми слушаем аудиосказки.

Помимо народных сказок я использую стихотворные авторские сказки. Например, всем известный «Колобок» совсем по другому звучит в стихах:

Испекла старуха в среду
Деду колобка к обеду
И остыть его немножко
Положила на окошко
Колобок недолго ждал
Спрыгнул вниз и убежал…

Похождения колобка я демонстрирую на фланелеграфе.

Я занимаюсь с детьми, когда вижу у них желание и силы слушать взрослого, не забывая о том, что их психические процессы еще не совершенны.

Важно, чтобы дети были не только зрителями, но и сами принимали участие в небольших инсценировках. Например, используя шапочки-маски, даже маленькие дети могут инсценировать знакомые им сказки. Интересно наблюдать за детьми во время таких занятий. Здесь и смех, и радость, и восторг - весь спектр эмоций необходимый для полноценного психического развития.

Своим опытом работы делюсь с коллегами. На педсовете мною был представлен доклад «Театр масок».

Используемая литература

  1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста». В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, И.М.Кононова.
  2. «Педагогические знания родителям». Л.Ф.Островская.
  3. «Сказкотерапия как источник творчества детей». Л.В.Филипов, Ю.В.Филипов, И.Н.Кольцова, А.М.Фирсова.
  4. «Ребенок объясняет мир». Е.В.Субботский.
  5. «Воспитание сказкой». Л.Б.Фесюкова.