Урок обучения грамоте "Звук и буква Оо"

Разделы: Коррекционная педагогика


Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цель: знакомство с буквой и звуком Оо.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Повторить пройденные звуки и буквы
  • Познакомить учащихся с новым звуком и буквой его обозначающим
  • Формировать навык фонематического анализа

Коррекционно-развивающие:

  • Тренировать учащихся в четкости произношения звуков в слогах, словах;
  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к чтению; взаимопомощь, умение слушать друг друга.

Ход урока

1. Организационный момент

На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.

2. Артикуляционная гимнастика

- Сейчас выполним гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.

- Приготовьте зеркало. Я показываю, затем вы выполняете упражнение.

1. Улыбка

2. Трубочка

Теперь потренируем язычок

  1. Лопатка
  2. Пошлёпать по язычку верхней губой: пя-пя-пя
  3. Подуйте на ладошку так, чтобы было холодно.

Молодцы! Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами. Самым активным и старательным на зарядке был…….

3. Повторение букв и слогов

А) Сейчас будем повторять буквы, которые вы уже знаете.

- С какими звуками мы познакомились на прошлых уроках?

- Что вы знаете о звуке а, у?

- Фишкой, какого цвета обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- На что похожа буква А? Буква У?

- Показ букв на светофорах.

- Еще, с какой буквой мы познакомились?

- Что знаете об этом звуке? Каким цветом обозначаем? Покажите.

Б) Повторение и чтение слогов

Теперь будем читать слоги

- Прочитаем слоги на доске (два сильных, хором, два слабых)

Ау, уа, ам, ма, ум, му

- Молодцы!

4. Знакомство с новым звуком и его закрепление

А) Выделение нового звука

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Чтобы узнать какой это звук, надо отгадать загадку:

На носу сидим,
На весь мир глядим,
За уши держимся. (Очки)

- Как догадались, что это очки?

- Разделите слово на слоги.

- Сколько слогов в слове очки? (2)

- Назовите первый слог. Теперь второй.

- Произнесём все вместе первый слог: оч, а теперь так: ооооооч. Какой первый звук в слоге оч?

«О» - это наш новый звук.

Б) Артикуляция и характеристика звука «О»

- Давайте научимся произносить звук «О» отчётливо и посмотрим, как он произносится.

- Возьмите зеркала. Произнесите звук «О». Можно ли этот звук спеть?

Спойте его хором (по одному).

- Когда мы произносим звук О, мы губы вытягиваем в форме овала, при этом воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук? (гласный)

- Фишкой, какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?

В) Упражнения на выделение звука

Игра «Кто внимательнее»

Услышав звук О, дети должны хлопнуть в ладоши

  • О, и, у, а, о, о, э, ы, о
  • Ом, ут, ис, ок, ко, ту, ма, во
  • Дом, сок, лук, сын, лист, лось, лак, лоб, стол, стул

Определение места звука в слове.

Предметные картинки: огурец, пальто, оса, лимон, ведро.

- Что учились определять?

- С каким звуком познакомились?

Дайте характеристику звуку «О».

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

5. Знакомство с буквой и её закрепление

1) Знакомство с буквой.

- А сейчас узнаем новую букву. Звук «О» можно записать буквой О (показ)

В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

- Давайте посмотрим где живёт наша буква О.

2) Закрепление буквы

- Сейчас будем узнавать букву О и запоминать её.

- Посмотрите на картинку. На что похожа буква О?

- Рассмотрите букву на доске.

- Из каких элементов состоит буква?

- Сложите букву из веревочки.

- А из палочек можно сложить букву О? Почему?

Итак, какую букву сложили?

- А сейчас будем работать на карточках. Для этого подготовим пальчики к работе.

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (загнуть мизинец)
Этот пальчик чистит стол. (загнуть безымянный палец)
Этот резал. (загнуть средний палец)
Этот ел. (загнуть указательный палец)
Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец)

У вас на партах лежит карточка. Подчеркните все буквы О.

- Какую букву мы подчёркивали?

6. Работа по букварю

- Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.

- Почему буква О в красном квадратике?

- Давайте еще раз споём эту букву (громко, тихо, громко-тихо)

Найдите схемы. Будем их читать.

- Кто нарисован к первой схеме? (девочка). В имени девочки первая буква О. Как будут звать девочку? (Оля)

- Разделим слово Оля на слоги. О-ля.

Итог

- Назовите букву, которую мы изучили на сегодняшнем уроке.

- Покажите её среди остальных букв в кассе.

- Какие слова вы знаете на звук О? (Ответы учащихся)

- Молодцы, ребята. Отлично потрудились. Спасибо за урок.