В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: В.А.Жуковский, баллада, В.А.Жуковский «Кубок»


Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.

Задачи:

  • Образовательная - формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки, умение рассуждать.
  • Развивающая - формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
  • Воспитательная - воспитывать культуру общения и рассуждения; любовь к жизни, к искусству, веру в торжество добрых начал.

Планируемые результаты изучения темы:

  • Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В.А.Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
    • Личностные: формирование волевых качеств личности на основе сюжета баллады В.А.Жуковского, познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    • Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
    • Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников: находит ответы на вопросы в тексте, составляет ответы на вопросы.
    • Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и педагогические технологии

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),
  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • проблемный метод.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7391/train/245690/

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, портрет В.А.Жуковского.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения
(УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Включаются в учебную деятельность.

Личностные: Внимание, уважение к сверстникам
Регулятивные: мобилизация сил и энергии

Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.А.Жуковского и с его сказкой «Спящая царевна». Дома вам нужно было составить таблицу: Сходные и различные черты сказки В.А.Жуковского и народной сказки. Давайте проверим:

Сходство

Различие

1. Идея-добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

2. Более разнообразные приключения.

3.Построение: зачин, действия, концовка.

3.Стихотворная речь

4.Употребление устойчивых выражений

4.Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, «авторские «эпитеты»)

5.Волшебные «заколдованные предметы"

5.Жанр

Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении. Делают выводы по домашнему исследованию

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
осуществлять анализ объектов,
составлять ответы на вопросы.

Целеполагание

Кроме сказок В.А.Жуковский писал баллады. Дома вы познакомились с балладой «Кубок». На доске вы видите портрет В.А.Жуковского.
Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание
Тема: В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
Цели урока:
1. Познакомиться с понятием «баллада».
2. Понять смысл баллады «Кубок».
3. Проанализировать поступки героев баллады.
4. Провести наблюдения за языком баллады.)

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока

Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Изучение нового (словарно- лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады)

Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»
Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр.90)
Записать определение в тетрадь
Баллада - это стихотворное лиро-эпическое произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
Как стихотворное произведение, баллада написана строфами.
СТРОФА - группа стихотворных строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмой.
Чаще всего встречается строфа из 4 строк (четверостишие).
Но бывают строфы, имеющие 5,6,7 и более строк. Строфы отделяются друг от друга интервалами.

В русскую поэзию балладу ввёл В.А.Жуковский. Он написал 39 баллад, которые пользовались огромной популярностью и прославили поэта.
Часть своих баллад Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века - века рыцарства с вечными раздорами, войнами и замкнутой жизнью, которая протекала однообразно и скучно за зубчатыми стенами замков.
Нередко к замкам подступали враги. Для защиты от них владельцы замков держали воинов: латников, рыцарей.
Кто такой латник? (Простой воин в латах - доспехах, прикрывавших грудь и спину.)
Кто такой рыцарь?
Рыцарь - профессиональный воин.
Но не просто воин, воин - всадник в шлеме, панцире со щитом, мечом и копьем. То есть это тяжеловооруженный воин. Все его снаряжение было дорогим, следовательно, он должен быть богатым человеком знатного происхождения.
К рыцарскому званию готовили с детства.

Мальчик из знатной семьи становился пажом и обучался послушанию и хорошим манерам.
Пажи носили епанчу - длинный широкий плащ.
Пажами служили мальчики 7-14 лет, то есть ваши сверстники. Такой мальчик-паж и является героем баллады Жуковского «Кубок».

- Что такое кубок?
(Старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с крышкой.)
Чтение баллады «Кубок»

Извлекают нужную информацию из текста.
Записывают в тетрадь. Работают со словарными статьями, где находят объяснение непонятных слов.

Личностные:
познавательный интерес;
Регулятивные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Анализ произведения

- Перескажите кратко содержание баллады.
- Кто главные герои баллады?
- На какие две группы их можно условно разделить героев баллады?
- Что руководит пажом, вызвавшимся исполнить царскую волю?

- Работая в группе, выполните задание. Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским?
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: С помощью, каких эпитетов описывается пучина?
3 группа: С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок?
Чем заканчивается баллада?
4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма.

Конкурс на лучшего чтеца строфы о море.
- Представьте, что чувствовал мальчик,
оказавшись в пучине моря? (страх.)
- Что было причиной страха?
Конкурс на самого внимательного читателя:
- Назвать морских чудищ, увиденных юношей.
(«Млат водяной» - рыба молот,
«уродливый скат», «однозуб», «мокой ненасытный» - вид морских акул, «стоногое».)

- Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
- Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
Как вы относитесь к поступкам героев?
- Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость?

Благородство - это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство - это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
Жестокость - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
- Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
- А соответствует ли «Кубок» жанру баллады?
Ваши доказательства

Воспринимают на слух поэтическое произведение.
Выполняют задания по группам
Участвуют в обсуждении содержания произведения
Логично и последовательно выражают свою точку зрения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.
Выразительно читают текст.
Работают со словарями

Личностные:
формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
Коммуникативные:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
составлять ответы на вопросы.
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Итоги урока.
Рефлексия

Выставление оценок.

- Что для себя вы смогли взять с урока?
- Что осталось в вашем сердце?
- Чему научились на уроке?

Формируют адекватную, позитивную самооценку знаний, своей деятельности, другого человека.
Отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Личностные:
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

1. Ответьте на вопрос (по выбору)
- Можем ли мы поступок пажа назвать подвигом?
- Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?
- Где вы видите место своего подвига?
2. Выразительное чтение баллады

Записывают домашнее задание