Урок геометрии по теме "Четырехугольники". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: геометрия, четырехугольники


Предмет: геометрия.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Участники: 8 класс.

Цели

Организовать деятельность учащихся по повторению, осмыслению, закреплению знаний, продолжить формировать умения решать задачи по теме «Четырёхугольники»

Задачи

Образовательная:

  • обеспечить закрепление учащимися определений и свойств четырехугольников;
  • обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках;
  • отработать навыки решения задач по данной теме.

Развивающая:

  • расширить математический кругозор учащихся;
  • развивать умения систематизировать и обобщать знания;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать аккуратность;
  • прививать умение слушать и слышать, уважение к собеседнику.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия урока

Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция

Наглядный и раздаточный материал

Листы для индивидуальной работы, листы для работы в группах

Эпиграф к уроку

На доске:

«Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Увидишь - предела познанию нет».
(Фирдоуси)

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания, инструктаж по работе с листом самооценки.
Приложение №1
Прочитайте, пожалуйста, записанные на доске слова.
«Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Увидишь - предела познанию нет».
(Фирдоуси)

Эти слова принадлежат персидскому поэту Фирдоуси (он жил на рубеже первого - второго веков).
Я прошу вас подумать и в конце урока сказать, на какие мысли наводит вас эта фраза.

Приветствие учителя, гостей
Подготовка рабочих мест

Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивационный этап

(На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.
Сегодня на уроке я:
ХОЧУ: …………
(я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний)
МОГУ: …………
(я могу быть вашим консультантом).
УМЕЮ: …………….
(прийти на помощь)
ДЕЛАЮ: ………….

Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседников, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

3. Определение темы урока

- Чтобы понять, чем мы будем заниматься, выполним следующее задание.
- Назовите фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?
ПРЯМОУГОЛЬНИК,
РОМБ,
ТРЕУГОЛЬНИК,
КВАДРАТ,
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ,
ТРАПЕЦИЯ.
(треугольник).
Каким общим названием можно объединить оставшиеся фигуры? (четырехугольники).
Итак, тема урока «Четырехугольники». Сегодня нам с вами предстоит повторить, обобщить и систематизировать весь тот материал, который мы изучили. Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и на практике.

Отвечают на наводящие вопросы, выделяют цели, формулируют тему урока.

Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках.

- повторить определения четырехугольников, свойства и признаки четырехугольников, совершенствовать навыки решения задач.

Личностные:
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание.
Коммуникативные:
Проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого.

4. Актуализация ранее изученного материала

Организует 5 групп из учащихся. Каждая группа получает свой четырехугольник. Ставит проблемная ситуация:
- определение фигуры, свойства, признаки, виды(если есть), где встречаются в жизни.
Задает вопросы о формулах нахождения площади.
Устанавливает время на подготовку. Слушает ответы, корректирует, оценивает результат выполнения задания.

Описание фигуры:

1 название
2 изображение
3 свойства
4 виды (если есть)
5 формула площади
6 где встречаются в жизни.

Групповая работа.

Группа организует работу по подготовке к выступлению. Фиксируют определение, свойства, признаки, виды фигуры, примеры фигур в жизни на листе. У доски с опорой на лист, один из участников группы защищает работу.

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.
Заносят оценку в оценочный лист.

Коммуникативные:
постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;
формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий;
осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

5. Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельной работы по проверке теоретических знаний с последующей взаимопроверкой.

Карточки с самостоятельной работой в форме таблицы лежат на партах. Учащимся предстоит заполнить таблицу, отметив знаками + (да) и - (нет). Ответы записать под копирку: первый экземпляр сдается на проверку учителю, второй экземпляр проверяют сами учащиеся по заранее подготовленным ответам в презентации, меняясь карточками. Выставить отметку в лист самооценки.

Приложение № 2

Работа в парах.

Используя понятия «квадрат», «многоугольники», «прямоугольник», «выпуклые»
«четырёхугольник», «прямоугольная трапеция», «параллелограмм», «ромб», «не четырехугольники», «трапеция», «равнобокая трапеция», «невыпуклые» составляют классификацию четырехугольников. Осуществляют сверку с эталоном.

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.
Заносят оценку в оценочный лист.

Индивидуальная работа.

Выполняют работу по вариантам, затем выполняют взаимопроверку, проверку с ответами.

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.
Заносят оценку в оценочный лист.

Регулятивные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: структурирование собственных знаний; умение осознанно и
произвольно строить высказывания.
Регулятивные: контроль и коррекция в
форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Динамическая пауза

Учитель демонстрирует упражнения на активизацию мыслительной деятельности: растереть ладони, помассировать мочки ушей.

Повторяют за учителем упражнения, снимают умственное и эмоциональное напряжения.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.
Регулятивные: волевая саморегуляция

6. Применение знаний и умений

Задачи по нарастающему уровню сложности.
Решение задач учащимися:
1) устно задачи по готовым чертежам;
2) проверка умений учащихся применять знания в изменённых условиях. Задача более сложного уровня выполняется письменно на доске под контролем учителя.
3) устное решение задач из ОГЭ
«Решу задачу ОГЭ» № 1, 2, 4, 7, 8.

Приложение 3

Работа в парах.

Выполняют в тетради решение (записывают условие, рисунок). Совместно обсуждают решение задачи и записывают его в тетрадь. Один из пары объясняет решение у доски (все записывают решение в тетрадь).

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.
Заносят оценку в оценочный лист.

Регулятивные:
контроль и коррекция в
форме сравнения способа действия и его результата.
Познавательные:
Самостоятельное построение логической цепи рассуждений
Комуникативные:
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
Личностные:
Оформлять свои мысли в устной и в письменной форме

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Разноуровневая самостоятельная работа «Выбери сам».
Приложение № 4

Выполняют индивидуально.
Оценивают уровень своих знаний:
1 уровень- «3»
2 уровень- «4»
3 уровень - «5»

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез).

Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция).

7. Итог урока.
Рефлексия

Обращает внимание учащихся на поставленные цели урока. Организовывает оценку степени работы класса в целом и отдельных учащихся, анализирует ошибки, допущенные в ходе урока. Фиксирует общее содержание урока. Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности.
Связь изученного материала с последующими темами курса геометрии.
Итак, я прошу вас вернуться к началу урока и сказать, на какие мысли навели вас эти слова применительно к теме сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).
Да, на этих свойствах и признаках не завершается изучение четырёхугольников. Через несколько уроков вам предстоит научиться вычислять площади трапеции, параллелограмма, ромба. В 10 классе вы будете изучать геометрические тела, которые получаются при вращении рассмотренных четырёхугольников, вычислять их объём, площадь поверхности. Действительно, «предела познанию нет». А зачем нам знания о четырехугольниках? Встречаются ли они в жизни? На эти вопросы вы ответите в домашнем задании.

Делают вывод о достижении поставленных в начале урока целей, оценивают свою работу на уроке.
Ставят перед собой задачи по подготовке к следующему уроку.

Оценочный лист подписывают, сдают учителю.

Регулятивные:
Волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Познавательные:
умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8.Информации о домашнем задании

1) Повторить главу V.
2) Творческая домашняя работа «Четырехугольники вокруг нас»

Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя.