Формирование коммуникативных компетенций в ходе профессиональной подготовки будущих социальных работников

Разделы: Общепедагогические технологии


Милостыня увековечивает бедность;
помощь устраняет ее раз и навсегда.

Эва Перон

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества - став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы [10].

Специфика социальной работы состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности субъектов права, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у работников социальных служб коммуникативной компетентности.

Специфика направленности моей работы заключается в обучении студентов по специальности «Право и организация социального обеспечения». Деятельность социального работника-юриста - это особый род занятий по укреплению законности и правопорядка, имеющих специальную подготовку. Сегодня принятый профессиональный стандарт предъявляет высокие требования к той компоненте его профессиональной подготовки, которая именуется профессиональным общением. Профессиональное общение, как специфический компонент подготовленности специалиста к профессиональной деятельности, - это, прежде всего, высокая степень сформированности его коммуникативных умений [7].

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» сопрягается с глубоким изучением нормативно-правовой базы в сфере социального обеспечения, а именно трудной для понимания и «сухой» терминологии в нормативно-правовых актах.

Сегодня педагогическое общество стоит перед проблемой преобладания виртуального общения как разновидности коммуникации, котораяосуществляетсяспомощьютелекоммуникационныхсистем. В подтверждение этого факта волонтерской группой студентов Камчатского политехнического техникума было проведено тестирование по выявлению уровня коммуникабельности и анкетирование по оценке коммуникативных и организаторских склонностей. Проанализировав полученные данные, мы пришли к неутешительным результатам и выводам.

Тестирование выявило средний уровень коммуникабельности, т.е. студенты находятся в постоянном общении и испытывают в нем необходимость. Но анкетирование по оценке коммуникативных и организаторских склонностей показало, что виртуальное общение преобладает над непосредственным, так называемым, «живым общением». Вследствие чего, перед современным педагогом встает трудная для практической реализации задача - «разговорить», вывести на конструктивный диалог студента. Иными словами, если наблюдать устную работу группы студентов на занятии, из них не будут испытывать дискомфорт в общении и перед аудиторией только 10-15 %. Остальная же аудитория заведомо занимает позицию «непонимания» или пассивного участия в форме - «отмалчивания», т.е., «пока не спросят». Однако, когда предлагаешь этой же группе студентов выполнить практические письменные работы, картина кардинально меняется: они справляются с работой быстро и правильно. Некоторые из них даже совершенно удивляют уровнем остаточных и уже полученных знаний.

Таким образом, приоритетом с целью формирования коммуникативных компетенций студентов, мы определили следующие, наиболее актуальные формы обучения, которые связанны, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.

1. Защита и оценка презентаций. Студентам предлагается несколько тем по разделу дисциплины или актуальных вопросов по обширной теме. Их задача состоит в том, чтобы раскрыть и представить тему или вопрос, используя мультимедиа перед аудиторией (слушателями - студентами). Время для представления ограничено до 7-10 минут. Слушатели оценивают выступление своего однокурсников совокупности, заведомо зная критерии оценок. После выступления слушатели комментируют положительные и отрицательные стороны как самого выступления, так и презентации, исходя из критерий оценки. Данный метод обучения формирует коммуникативные компетенции, подготавливает к итоговому государственному экзамену (защита дипломной работы), позволяет увидеть и избежать в дальнейшем возможные ошибки. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

2. Решение практических проблемных задач позволяет выделять студенту проблемы, обнаруживать в них противоречия, всесторонне анализировать их, находить оптимальные пути решения. Формы проведения занятия могут быть разными:

  1. индивидуальными (каждому студенту предлагается ситуативная задача, ограничивается время для решения, после чего студент должен устно представить ответ, изложив в доказательной основе, ссылаясь на норму закона)
  2. коллективная (всей группе предлагается 3 ситуативные задачи. Решение представляется таким же образом, как и в первом случае. Обязательным условием - доказательная основа ответа со ссылкой на норму права)
  3. групповая (каждой группе предлагается по 2 ситуативные задачи. Время ограниченно. Ограничение времени заставляет группу тесно сотрудничать. Решение представляется также как в вышеуказанных случаях. Обязательным условием остается доказательная основа ответа со ссылкой на норму права. Только в этих условиях еще предлагается оценить работу друг друга в созданной команде, с объяснением своего оценивания). В процессе решения ситуативных задач студент может пользоваться любым источником на свое усмотрение. Ему предлагается учебник, кодексы, справочно-правовая система "Гарант", собственные гаджеты. Практика показывает, что студенты чаще всего выбирают гаджеты, используя интернет ловко и правильно, с учетом поставленных условий при ответе, решают ситуативные задачи. Все это определяет поисковый характер занятия, заставляет его провести в тесном научном сотрудничестве как с преподавателем, так и между собой. Овладение всеми названными операциями приводит к формированию диалектического мышления, к развитию творческих и коммуникативных способностей.

3. Анализ конкретной ситуации (AKС). Метод АКС заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются или демонстрируются отрывком из специально подобранных видеоматериалов конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики или новостей по дисциплине. От студентов требуется оценка ситуации, глубокий анализ ситуации, поиск ответа в номах законодательства и принятие соответствующего оптимального в данных условиях решения, со ссылкой на соответствующую найденную норму права[9].

4. Проблемно-ориентированная деловая игра

В нашем случае актуально обыгрывание судебного процесса. Как правило студенты выбирают тему сами. Чаще всего это темы, связанные с бытовыми проблемами: бракоразводный процесс, деление супружеского имущества в судебном порядке. Данная игра позволяет охватить несколько учебных дисциплин - семейное право, гражданское право, гражданский процесс. Студенты очень активно реализуют идею игры и находятся в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Преподаватель в этой ситуации является координатором и наблюдателем. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

5. Экскурсия - эффективная форма организации учебной работы. Она играет важную роль в профессиональной ориентации студентов на производственную деятельность и в ознакомлении их с будущей трудовой деятельностью. В рамках этой формы обучения реализуется принцип наглядности обучения, повышается уровень научности обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности позволяет специалисту эффективно реализовать определённую стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий, что находит определённое отражение в требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам данных специалистов [6].

Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2019. - 375 с.
  2. Базоров Сергей Николаевич. Развитие коммуникативных умений юристов в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Челябинск, 2019 - 160 c.
  3. Леонтьев A.A. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
  4. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. - М.: Фефлбук, Киев: Ваклер 1997-304 с.
  5. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе /Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2019. - 52 с.
  6. Шехова Р.Н. «Школа социального работника» как одна из форм повышения коммуникативной компетентности социальных работников // Социосфера. 2020. № 2. С. 79-81.
  7. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост Т.А.Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАШ, 2007. - 336 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Эррейра А.А. Развитие компетентности у студентов менеджеров в условиях вузовского обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2022.
  9. http://sdo2.irgups.ru/course/view.php?id=148
  10. http://edunews.ru