Конспект НОД "Какие бывают часы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей появления часов;
  • Обогащать и расширять знания о различных видах часов, их особенностях.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание беречь время.

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint, песочные часы, механические часы, часы-кукушка.

Обогащение словаря: циферблат, шкала, сила притяжения, сосуд, сутки, механизм.

Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбома «Какие бывают часы», отгадывание загадок о часах, чтение С.Прокофьева «Часы с кукушкой», Ф.Л.Баул «Дедушка-время».

Вводная часть

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу рассказать нам интересную историю о предмете, который нужен был всем людям во все времена. Что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.

На руке и на стене
И на башне в вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом -
От восхода до захода. (часы)

Воспитатель: Для чего нужны часы? Как вы думаете, какими были первые часы и как они появились? (Ответы детей).

Основная часть

Воспитатель: Кто будил людей по утрам? Да вот же, часы на заборе сидят.

(2 слайд) - Как будет петушок людей? (кукарекует). А удобно ли это? Можно ли точное время определить по петуху? А что случится, если вдруг испугается чего-нибудь петух и закричит во все горло, например, ночью?

И возникла у людей необходимость придумать другие часы, более точные.

В древнем Греции создали вот такие часы. (3 слайд) Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: «В них время течет!».

Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались они…? (водные) А всегда ли в таких часах будет вода литься? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы. Не совсем было это удобно и решили люди другие часы придумать.

(4 слайд) Первые огневые, или свечные, часы - это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища церковных и светских сановников, в том числе и правителей. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени. Но такие часы никогда не относились к приборам, которые по точности можно было бы сравнить с солнечными или водяными часами. Чем опасны такие часы? (от них мог произойти пожар).

Солнечные часы (5 слайд). Люди заметили, что палка, воткнутая в землю на открытом пространстве, освещенном солнцем, отбрасывает тень. Движется вперед время, перемещается по небу солнце - и передвигается по земле тень от палки, перемещаясь с одного места на другое, описывая своим концом дугу. На поверхности проводят линии, которые соответствуют направлению тени в тот или иной час дня, а на линиях отмечают соответствующие цифры. Лучи от солнца падают на палку, тень от палки падает на циферблат и указывает время.

Дети, как вы думаете, удобно ли было пользоваться солнечными часами? (Нет, потому что ночью нет солнца). А чем еще они были неудобны? (В пасмурную погоду нет тени от солнца). В какую погоду и в какое время суток можно пользоваться солнечными часами? (Только днем и только в солнечную погоду).

Правильно. Беда в том, что для их работы необходимо, чтобы светило солнце. И люди вскоре поняли, что необходимо найти способ измерять время и в тех случаях, когда солнце отсутствует. И люди придумали…. (6 слайд) - песочные часы. Песочные часы появились в Европе, и они быстро распространились. Они оказались простыми, надежными, недорогими по цене и с помощью них можно было измерять время в любой момент дня и ночи. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора. Обычные часы были рассчитаны на полчаса или час, реже - на 3 часа, и лишь в совершенно редких случаях строили огромные песочные часы на 12 часов хода.

Эксперимент: Давайте проведем опыт и сравним 1 минуту в песочных часах и в механических часах. (проводится сравнение). Удобно ли пользоваться такими часами? (Нет, потому что они не поместятся в доме).

Физкультминутка «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Отбивает каждый так (наклоны влево - вправо)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (Дети приседают)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью (Приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда и отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает и спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются).

Дети, кто знает, как называются самые главные часы нашей страны? (куранты). (7 слайд) Правильно, это башенные часы. Почему их называют башенными? (их устанавливают на башне). Самые первые в мире башенные часы были установлены в Лондоне на башне в 1288 году. Затраты на содержание башенных часов всегда были огромны - нужно постоянно их смазывать, подводить стрелки, но, по сути, они «обеспечивали» временем весь город. В России первые башенные часы появились на башне Московского Кремля только в 1865 году.

В домах людей можно увидеть такие часы (8 слайд). Называются они настенные. Почему? (потому что крепятся к стене). Настенные часы появились в XV веке. Как правило, их делали из дерева, но могли использовать и другой материал. Особенностью настенных часов было то, что у них были очень длинные маятники, поэтому приходилось подвешивать часы высоко на стену. Они и сейчас есть у многих людей.

(9 слайд) А вот эти часы стоят на полу. Как они называются? (Напольные). Напольные часы появились в 17 веке. Они сочетали в себе настенные и башенные часы, поскольку их корпус был выполнен в виде высокого шкафчика, который утолщался кверху - там находился циферблат, а весь механизм и самое главное маятник были закрыты стенками. В 18-19 веках напольные часы стали изготавливать из дорогих сортов дерева, украшать резными узорами.

(10 слайд). А как называются эти часы? (наручные). Они появились совсем недавно - около 100 лет назад в Швейцарии. Поначалу наручные часы были только женские и были украшены драгоценными камнями, мужчины предпочитали носить часы на цепочке. Но из-за не совсем удобного ношения часов на цепочке, вскоре и мужчины стали носить их на руке.

Пальчиковая гимнастика «Часы»

Дети садятся на коврик. Перебирают пальчиками («бежим») от колен до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и слепить часы с кукушкой из пластилина (пластилинография). (Самостоятельная деятельность детей).

Заключительная часть

  • Ребята, какие виды часов вы сегодня узнали?
  • Какие часы были самыми первыми?
  • Какие часы появились позже?
  • Какие часы существуют сейчас?
  • Понравилось ли вам наше занятие?
  • Что нового вы узнали?