Опыт работы учителя химии Мамсуровой А.Б.

Разделы: Профессия — педагог


Введение

В последние годы в связи с сокращением количество учебных часов, выделяемых на изучение химии, при почти полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала. Привело к усилению теоретического аспекта школьного курса химии. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся на уроках химии актуальной.

Для этого необходимы следующие условия:

  1. Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
  2. Наличие кабинета, оснащённого наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, набором химических реактивов, видеотекой.
  3. Коллектив единомышленников (учитель-ученик-родитель).

Целью моего опыта работы является: Выявление условий для обучающихся на уроках успешного развития познавательной активности химии. Определение путей стимулирования личностного роста учащихся.

Основные компоненты опыта:

  1. Отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно-ориентированного подхода.
  2. Разнообразие форм в соответствии с содержанием предмета химии.
  3. Учёт индивидуальных творческих способностей учащихся и индивидуальная работа с ними.
  4. Создание творческих групп для осуществления учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Создание атмосферы творчества.
  6. Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем химических знаний.

В своей работе я опираюсь на следующие психолого-педагогические теории:

  1. Личностно-ориентированное обучение.
  2. Модульной технологии.
  3. Технологии коллективного взаимообучения.
  4. Метод проектов.
  5. ИКТ-технологии.

Сущность опыта: Изучение познавательной активности обучающихся на уроках химии, пути её развития и совершенствования.

Основополагающими принципами моей педагогической работы являются:

  • гуманизация образования;
  • учёт возрастных особенностей учащихся;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • поэтапное формирование умственных действий.

Система работы: Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности обучающихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую, методическую работу.

Аналитическая часть

Анализ условий достижения результата для установления причинно-следственных связей между результатом и условиями педагогической деятельности.

I. Учебная деятельность

1.1 Анализирую проблему повышения познавательной активности обучающихся на уроках химии в обычных общеобразовательных классах, где преподавание ведётся по курсу заслуженного учителя РФ Габриеляна Олега Сергеевич (2 часа в неделю), прихожу к выводу, что можно наряду с традиционными формами организации учебного процесса внедрять нетрадиционные, осуществляя учёт возрастных особенностей учащихся.

Урок-исследование. Такие учебные занятия помогают ребятам глубже осознать материал, помогают увидеть взаимосвязь строения веществ с их свойствами, высказывать своё мнение, делать выводы.

Развитие умений коллективной работы, самостоятельного поиска недостающей информации, умения выделять главное, умения защищать свою точку зрения, выступать перед публикой осуществляется при использовании метода проектов в учебном процессе.

Применение в качестве дидактических средств компьютера, проектора, электронных изданий в учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Традиционные инструменты на моих уроках - доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня предстают в новом исполнении: интерактивная доска SMART-Board, авторские разработки в электронном виде, коллекция видео опытов на диске.

Интерактивные уроки с использованием электронных модулей позволяют увеличить интенсивность урока:

  • сокращают время, которое при обычном уроке расходует учитель для записи на доске,
  • позволяет вернуться к предыдущему слайду, если ребёнок пропустил какой-то момент урока,
  • повысить интерес ребёнка к изложению материала, так как задействуют все органы чувств ребёнка на уроке,
  • продемонстрировать химические опыты, которые вредны для организма.

Уроки с применением ИКТ-технологий провожу во всех классах, начиная с 8-го. Обучающиеся сами готовят к урокам презентации в программе PowerPoint по различным темам.

Всё это предполагает, что сам педагог на должном уровне обладает необходимыми умениями и навыками в применении этих средств, и, конечно же, обязательное условие - оснащение самого образовательного учреждения достаточным количеством мультимедийного оборудования должного уровня.

Принимаю участие в работе курсов по тьюторскому сопровождению учебного процесса.

1.2. Повысить познавательную активность обучающихся можно, если при контроле знаний осуществлять не «внешнюю» дифференциацию, а «внутреннюю».

Поэтому дифференцируются не школьники («внешняя» дифференциация), а учебный материал. Стараюсь организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития («внутренняя» дифференциация).

Активно использую карточки для дифференцированного, разноуровневого контроля знаний. И учащиеся вправе сами выбирать уровень заданий.

1.3. Развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к изучению химии проявляется и в поиске и отборе интересных химических фактов в сети Интернет, с последующим обсуждением найденного в классе.

1.4. Привлечение учащихся к демонстрации химических опытов при изучении новой темы, при обобщении и закреплении материала под руководством учителя также приводит к повышению интереса изучения предмета химия.

1.5. В ходе работы над этой проблемой, я выявил, что существует целый ряд современных педагогических технологий, которые позволяют организовывать условия осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

1.6. Значительный акцент делается и на проведение уроков, основанных на принципах развивающего обучения.

Ведь при информационно-репродуктивном обучении учащиеся:

  • получают готовые знания;
  • запоминают;
  • воспроизводят;
  • выполняют задания по образцу;
  • выполняют творческие задания методом проб и ошибок.

И при этом вырабатывается только исполнительская культура личности. А при организации учебного процесса, построенного на принципах развивающего обучения учащиеся:

  • получают знания через размышление, предположение, обсуждение, исследование и т.д.;
  • запоминают теорию;
  • выполняют самостоятельные творческие задания;
  • ознакомлены со всеми этапами работы;
  • развиваются все.

В этом случае развивается творческая культура личности.

II. Внеклассная работа по химии

Это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, способствуют развитию познавательной активности в области химии.

1.1. Я практикую, в рамках предметного месячника химии - биологии, мероприятие «Час химического эксперимента». Конкурс рефератов, экологического рисунка, конкурс презентаций.

1.2. К внеклассным мероприятиям привлекаю не только ребят, которые могут продемонстрировать эрудицию в разных вопросах, но и ребят, которым трудно даётся изучение науки, но они любознательны, артистичны. (Например, при оформлении школьной выставки по теме «Любопытное рядом»).

1.3. Исследовательская деятельность во внеклассной работе способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по предмету, расширяет кругозор учащихся, вырабатывает умения применять исследовательские умения в вопросах, не изучаемых на уроках; способствует формированию навыков самостоятельной работы, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии.

Поиск путей повышения эффективности своей педагогической деятельности, несомненно, предполагает и участие на различных конкурсах профессионального мастерства, конференциях, семинарах на которых можно представить на суд зрителей свой опыт работы, поучиться у других, увидеть свои недочёты, наметить дальнейшее направление своего развития.

Эффективность работы достигается только при условии постоянного повышения профессиональной компетентности самого педагога, в том числе прохождением курсов повышения квалификации:

Подводя итог анализа моей работы, в области поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии можно сделать следующие выводы:

Использование разнообразных форм проведения учебных занятий, видов работы обучающихся, различных дидактических средств, педагогических технологий позволяют отметить положительные тенденции:

  • большинству учащимся нравиться предмет «химия», очень интересны химические опыты, особенно, когда они сами демонстрируют их. Но всё, же мало учащихся выбирает предмет «химия» для сдачи экзаменов. И это связано в основном с тем, что требуется умения решать более сложные задачи, а на это во время уроков, с 2 часами в неделю не хватает времени.
  • предмет химия кажется сложным, перегруженным уравнениям реакций, учащиеся при обычной системе изучения материала не успевают увидеть взаимосвязь классов соединений, их свойств, слабо владеют навыками анализа. Немногие учащиеся умеют правильно выражать свою мысль, используя химические термины.

Любая педагогическая технология может иметь и некоторые недочёты, например, при использовании модульной технологии:

- Меньше тренируется устная речь ученика;

- Отсутствие дидактических материалов;

- Значительная затрата времени при составлении «модулей» на первом этапе;

И как отметили некоторые учащиеся, им не понравилось, что

- не всегда понимают задания модулей;

- много заданий и мало времени;

- больше устаём;

- что работаем самостоятельно;

- сложные задания;

Поэтому можно считать, что модульные уроки лучше проводить в более сильных классах, которые более подготовлены к самостоятельной работе и, основная сложность - отсутствие готовых разработанных модульных уроков.

Планы на будущее

И, поэтому, я планирую на следующий период продолжить работу в этом направлении, реализуя также через систему учебной, внеклассной, учебно-исследовательской, методической деятельности:

  • использовать блочное изучение материала курса химии, которые будут способствовать установлению взаимосвязи строения и свойств веществ, увидеть целостную картину при изучении различных веществ, классов соединений, увидеть общую закономерность.
  • использовать алгоритмы решения различных типов задач разного уровня, в качестве дидактических карточек, которые помогут за учебный период решить большее количество задач, с меньшей затратой времени на уроках;
  • проводить учебные и внеклассные занятия, основанные на элементах исследования, способствующие лучшему закреплению материала, применения знаний химии в жизни, повышению интереса к дальнейшему изучению этой науки;
  • продолжить в дальнейшем повышение своей педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии.
  • развитие ИКТ компетенции и активное использование новых компьютерных достижений на уроках.

Заключение

Я считаю, что эффективность моей работы в этом направлении достаточно успешна. Оно помогло мне определить как положительные аспекты этого опыта:

  • Внедрение наряду с традиционными формами организации учебного процесса, нетрадиционные;
  • Осуществление «внутренней» дифференциации;
  • Внедрение современных образовательных технологий;
  • Привлечение во внеклассной работе учащихся разного уровня;
  • Организация секции НОУ;
  • Ведение методической работы, участие в работе школьного НМС;
  • Представление опыта работы педагога на различных конкурсах как районного, так и республиканского уровня;
  • Необходимость постоянного повышения квалификации самого педагога.