Деловая игра как современная форма оценивания образовательных достижений учащихся

Разделы: История и обществознание


Деловая игра - условное воспроизведение, имитация, моделирование некой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры.

Формы организации учебного взаимодействия: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Может использоваться на этапе: изучения нового материала, первичного закрепления, обобщения и систематизации изученного материала.

Методы оценивания учебных результатов: самооценка, взаимооценка, оценка педагога-организатора.

Функции деловой игры:

  1. Побудительная (вызывает интерес).
  2. Развивающая.
  3. Ситуационная.
  4. Функция самореализации.

Этапы подготовки деловой игры:

  1. Определение целей и задач игры.
  2. Написания сценария.
  3. Подбор средств обучения.
  4. Разработка способов оценивания результата.
  5. Рефлексия.

Презентация

Варианты оценочных таблиц

Шкала и вид оценки

Характеристика деловой игры как формы оценивания образовательных достижений учащихся

Компоненты системы оценки

Описание

Цель

Сформулировать требования к оценочным средствам для поверки сформированности компетенций; мотивировать обучающихся на успех.

Инструментарий

Деловая игра

Критерии оценки

Предметные: способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение.
Метапредметные: анализировать и управлять своей познавательной деятельностью, допускать существование разных точек зрения, приходить к общему решению, формулировать собственную позицию, проявлять активность, уметь выступать, уметь работать в группе.
Личностные: принимать правила делового сотрудничества, проявлять заинтересованность не только в личном успехе, выражать положительное отношение к процессу, оценивать собственную учебную деятельность, толерантность.

Шкала и вид оценки

Самооценка - «процесс образования себя»:

  • Каким было задание по сложности?
  • Удалось ли его выполнить?
  • Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

Шкала:

  • очень уверенно - 2б
  • довольно уверенно - 1б
  • неуверенно - 0б

Взаимооценка при работе в подгруппах:

  • достаточный уровень активности -1б
  • можно было лучше -2б
  • все нравится -3б

Оценка педагога-организатора:

  • организованность группы(распределение функций)
  • согласованность в принятии решений
  • внутригрупповая поддержка выступающего.

Шкала:

  • не владеет материалом - 0б
  • знает, умеет, правильно выполняет -1б

Достижения предметных результатов. Цифровая оценка:

  • «2» - плохо,
  • «3» - удовлетворительно,
  • «3,5» - недостаточно хорошо,
  • «4» - хорошо,
  • «4,5» - очень хорошо,
  • «5» - отлично.

Использование дополнительной символики.

Устное оценочное суждение: «Молодец!», «Ты порадовал меня», «Твоя работа достойна оценки».

Трехбалльная система:

  • 3 балла - «5»
  • 2 балла - «4»
  • 1 балл - «3»

Десятибалльная шкала:

  • 5 баллов - предметные результаты
  • 3 балла - личностные
  • 2 балла - коммуникативные

Перевод баллов в оценки

  • 9-10 баллов - «5»
  • 7-8 баллов - «4»
  • 5-6 баллов - «3»

Стобалльнаяшкала:

  • 90-100 баллов -высокий уровень - «5»
  • 77-89 баллов - повышенный - «4»
  • 65-76 баллов - базовый - «3»
  • Менее 65 баллов - не достаточный уровень

Форма фиксации оценки

  • лист индивидуального достижения
  • оценочная карта группы
  • таблица результативности игры
  • продукт творчества
  • аудиозаписи, фото работы, рисунки, презентации

Эффективность системы оценивания

Применяется в основной и старшей школе, в основном на этапе обобщения и систематизации материала.
Например:
Изучение нового материала:
ИЗО: «Схема построения пейзажа».

Обобщение материала:

  • Биология: «Экологические проблемы планеты Земля», «Многообразие червей».
  • География: «Путешествие по материкам».
  • Русский язык: «Обращение».
  • Немецкий язык: «Путешествие по городам Германии».
  • Обществознание: «Деньги и банки».
  • История: «Реформы Петра первого: спасение или трагедия», «Европа в период феодальной раздробленности».

В процессе оценивания происходит взаимодействие между учителем и обучающимся.

Обучающийся:

  • получает навыки самооценки
  • учится систематизировать умения и навыки
  • развивает творческие навыки

Педагог:

  • стимулирует творческую активность обучающегося
  • помогает определить потенциал их знаний и умений
  • способствует получению опыта социальных отношений

Позволяет оценить планируемые результаты обучения: предметные, личностные, метапредметные

Трудности при организации деловой игры как формы оценки:

  • разработка системы оценивания
  • использование рейтинговой и накопительной системы оценивания
  • на взаимооценку могут повлиять личностные отношения
  • недостаточно развитые навыки самооценки
  • во время игры можно уйти в игру «заиграться»
  • игра может перерасти в дискуссию, в следствии чего могут быть нарушены критерии оценивания
  • отсутствие формализованных критериев
  • недостаточный уровень подготовки обучающихся
  • большое количество обучающихся

Деловая игра как форма оценки - это не показатель знаний, а комплекс компетентностей (локальных результатов обучения).