Система заданий разного уровня сложности при обучении орфографии в 6-м классе на уроках русского языка. Тема: «Приставки пре- и при-»

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: приставки пре-и при-


Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014.

Класс: 6.

Раздел: Словообразование. Орфография. Культура речи.

Психолого-педагогическое описание педагогической ситуации в 6 классе:

Работоспособность класса хорошая. Есть и сильные, и слабые ученики.

Не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Но есть в классе ученики, которые с интересом слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Есть и некоторые проблемы по учебе, для решения которых нужно учесть такие факторы, как посещаемость, бережное отношение к своему здоровью, проявление организованного, целенаправленного отношения к учебе.

Задания составлены с учетом особенностей программы и данного класса.

Система заданий по теме «Приставки пре- и при-»

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е-и в приставках.

Задачи:

Образовательные:

  • Выявить условия выбора гласных е-и в приставках;
  • Формировать навык написания приставок пре-/при-
  • Развивать умение формулировать определение понятий;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Развивающие:

  • Осуществлять системно-деятельностный подход;
  • Развивать внимание;
  • Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):
    • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умения применять новые знания;
    • развивать творческие, речевые способности учащихся;
    • формировать логические умения;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • Воспитывать ценностное отношение к слову;
  • Развивать коммуникативные УУД:
    • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

  • Развитие творческой самостоятельности;
  • Владение разными видами речевой деятельности;
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

Упражнения по теме «Изучение приставок пре- и при- на уроках русского языка в 6 классе» Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему?

Во-первых, потому что они на слух не различаются (е и и в них безударные), а значение каждой приставки не всегда легко определить.

Во-вторых, часто в слове несколько приставок; найти их, а тем более определить, какое значение придала каждая из приставок слову, бывает нелегко.

В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень или являются иноязычной приставкой, имеющей совсем другое значение (премьера, привилегия, президиум).

Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова.

Упражнение 1. Разбери слова по составу, выдели приставки, замени их другими или отбрось и посмотри, как изменяется значение слова.

Образец. Преподавать - пре-по-да-ва-ть; подавать, давать, передавать, отдавать, предавать.

Беспросветная, безрассветный, бесперебойный, безотрадный, возобновить, беспристрастный, преувеличивать, расположить, превозносить, предначертать, превосходить, приподнимать.

Умение выделять в слове значимые части, очень важно.

Упражнение 2. Определи значение приставок пре и при, пользуясь указанными обозначениями (оч, пере, н.д. с.б).

Превозносить, принизить, прекрасно, приукрасить, пресытиться, присматриваться, прекратить, прикупить, пренебрегать.

Часто бывает так: основное правило знаешь, а решить, что же написать, затрудняешься. Тогда используются правила-помощники.

1. Слова с приставкой при-, обозначающей приближение или присоединение, часто имеют антоним с приставкой от- или у- или синоним с приставкой под. Например: приехал-уехал.

Слова с приставкой пре- таких антонимов и синонимов не имеют.

Упражнение 3. Где возможно подбери антоним с приставкой от- или у- и синоним с приставкой под-.

Образец. Прийти-уйти; подойти.

Пр...бить, пр...клеить, пр...брать, пр...бавить, пр...мерять, пр...сутствовать, пр...сыпать, пр...ступить, пр...охотить, пр...кладывать.

2. Почти все глаголы с приставкой при-, обозначающей приближение и присоединение, требуют пояснительных слов с предлогом в или к, отвечающих на вопрос куда? к чему?

Глаголы с приставкой пре- никогда не соединяются со словами, отвечающими на эти вопросы.

Упражнение 4. Вставь е или и, припиши пояснительные слова.

Образец. Приехать в деревню (куда?), привыкнуть к работе ( к чему?).

Пр...влекать, пр...бегнуть, пр...землиться, пр...давить, пр...страститься, пр...судить, пр...верженность, пр...вязать, пр...ступить, пр...бавлять.

3. Слова с приставкой пре-, обозначающей высшую степень качества, могут быть заменены этим же словом в сочетании со словом очень или самый.

Слова с приставкой при-, обозначающей неполноту действия, можно заменить тем же словом в сочетании со словом немного или чуть-чуть.

Упражнение 5. Вставь е или и напиши слово замену.

Образец. Прикоснуться- чуть коснуться.

Пр...тронуться, пр...увеличивать, пр...гореть, пр...мять, пр...неприятный, пр...плясывать, пр...сыщенный, пр...ударить, пр...мудрый, пр...смиреть.

Упражнение 6. Объясни значение фразеологизмов, правописание приставок, составь предложения с ними.

П...реливать из пустого в порожнее, пр...мудрый пескарь, пр...брать к рукам, пр...поднять завесу, пр...стать как банный лист.

Упражнение 7. Перепиши текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

1. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
1) Президент
2) презирать
3) преоритет
4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…морский
2) пр…землиться
3) пр…пятствие
4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…бирать
2) пр…растать
3) пр…влекательный
4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?
1) пр…возносить
2) пр…вратиться
3) пр…сесть
4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
1) Пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
1) Пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр..милый
4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
1) Пр…слушиваться
2) пр…нахмурилась
3) пр…давать
4) пр…летел