"Первоклассный" дистант

Разделы: Общепедагогические технологии


Дистанционное обучение, как и любая другая форма обучения, имеет свои плюсы и минусы. Оно прочно вошло в нашу жизнь и утвердилось в ней. Поэтому задача учителя извлечь максимум пользы из этой формы образовательной деятельности. Мы все прошли испытание дистанционным обучением и приобрели определенный опыт.

Одна из положительных сторон дистанционного обучения - это беспрерывность в обучении. Вспышка инфекционных заболеваний, низкая температура в зимний период приводит к вынужденным внеплановым каникулам, и, как следствие, отставание от программы, а значит, сокращение учебного материала с целью выполнения всей программы. Дистанционное обучение с этой проблемой легко справилось.

Из отрицательных сторон - зависимость от интернета, средств связи, мессенджеров и т.д. Без них выстроить полноценное обучение было бы невозможно.

Хочу поделиться своим опытом работы в дистанционном режиме с обучающимися 3-4 классов и особенностями работы с первоклассниками. У детей 3 класса практически у каждого есть свой личный телефон с выходом в интернет, страничка в соцсетях, регистрация в мессенджерах.

Промониторив различные платформы, соцсети, мессенджеры, остановила свой выбор на вайбере.

Каждое учебное утро, за 10-15 минут до первого урока, приветствую детей, провожу перекличку, «разыскиваю» отсутствующих, напоминаю расписание уроков на текущий день. Перед началом каждого урока озвучиваю, как будет проходить урок: в онлайн (для этого использую Zoom) или офлайн-режиме. Высылаю ссылку на подключение к онлайн уроку и ссылки на видео, презентации для тех, кто не имеет возможности быть в онлайн режиме. Урок в зуме стараюсь проводить не больше 30 минут, работаем по учебнику и в рабочих тетрадях, максимально приблизив к обычному уроку в очном режиме. Номера и упражнения отбираю по принципу доступности, домашнее задание - строго на закрепление классной работы. После урока даю задание, что именно из классной работы ребята должны прислать мне на проверку и обозначаю время, до которого они должны выполнить домашнее задание. Примерно через два часа после окончания последнего урока, высылаю список тех, кто должен прислать мне фото с выполненной домашней работой. Таким образом, домашнее задание выполнили все учащиеся, а мною - частично проверено и выставлены оценки.

Если урок проходит в офлайн режиме (чаще всего это предметы: музыка, изо, технология, иногда чтение), то после подробного объяснения задания и процесса выполнения, оговариваю время выполнения и строго время отправки выполненной работы. При работе в офлайн режиме своё задание должны прислать все ребята из класса. Все задания сразу же проверяю и отправляю комментарии или с оценками, или с исправлениями (в вайбере для этого есть очень удобная функция дудл) для выполнения работы над ошибками. Например:

Выстраивая работу по такой схеме, примерно к 15.00 все домашние задания выполнены, все уроки проведены, деткам осталось только дождаться результатов проверки. Так же свои оценки они могут увидеть в электронном дневнике.

К сожалению, не все ученики 100% вот так добросовестно подключались к работе и к выполнению заданий. С такими детьми и их родителями приходилось работать индивидуально.

С новыми проблемами столкнулись, когда под карантин попали мы с первоклассниками, это было самое начало нашей учебной жизни (в середине октября). Во-первых, собственных телефонов, да еще и с выходом в интернет, практически ни у кого из деток не было. Во-вторых, пользоваться зумом на компьютере не умели ни дети, ни многие из родителей (так как повели первого ребенка в школу и с дистанционным обучением вот так воочию еще не сталкивались) Родители на работе, дети у бабушек. Как учиться? Онлайн режим не подходит. И офлайн - тоже! Парадокс, большинство родителей еще со школьной скамьи помнят, что такое логарифмы, тригонометрические функции и даже могут помочь детям написать сочинение о проблемах «обломовщины» А вот что такое звуковая схема слова, мягкое и твердое слияние, открытый и закрытый слог, состав числа, имеют весьма смутные представления. И даже если сами еще смогут разделить слова на слоги, поставить ударение в слове, то, как научить этому своих детей, уже не знают, находятся в полной растерянности. То есть тему урока надо сначала объяснить родителям, а только потом они донесут её до детей. Я стала к каждому уроку записывать видео с подробными объяснениями и с комментариями к заданиям. Так как у первоклассников безотметочная система обучения, поэтому не принципиально, когда они смогут выполнить задания и прислать их на проверку. Другими словами, занимались в своем режиме: кто-то сразу же, кто-то после работы, кто-то в свой выходной день. Я завела журнал, где фиксировала по каким предметам какие задания должны выполнить, вела учет, кто прислал, кто нет. И так же индивидуально работала с не приступившими к учебе.

В период дистанционного обучения мы очень сильно зависим от родителей своих учеников. Учить детей, давать им знания - это наша обязанность. Не забывайте, что это не родители нам помогают учить детей. А мы им оказываем высокопрофессиональную помощь. Поэтому для учителя очень важно продумать и выстроить свою работу таким образом, чтобы родителям было просто, доступно и понятно организовать помощь детям в период дистанционного обучения.