Зачем живые организмы запасают питательные вещества? 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: создать условия для формирования понимания значения питательных веществ в жизни живых организмов, овладения знаниями о возможности получения энергии из пищи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Планируемые результаты:

  • предметные: научатся использовать знания о том, что запас питательных веществ необходим организмам для приспособления к изменениям погодных условий в течение года, для развития зародыша, вскармливания детенышей и для жизнедеятельности живых организмов;
  • метапредметные: научатся использовать рисунки, текст учебника, материал презентации в качестве источника новой информации, анализировать информацию, делать выводы, устанавливать взаимосвязи между питательными веществами и энергией жизни.
  • личностные: научатся проявлять самостоятельность в учебной деятельности.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстрационный, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (организация ситуации самооценки готовности к предстоящей деятельности на уроке.)

II. Актуализация опорных знаний.

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Все ли живые организмы одинаково добывают энергию? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание №1 на карточке

Задание №1

Вставь пропущенные слова: растения ………………. корнями в почве, а животные и человек ………………

Почему растение сидит на месте, а человек и животные передвигаются?

Выполни задание №2 на карточке.

Задание №2

Вставь пропущенные слова: растения кормят себя сами, образуя из ………………….. и …………….. органические вещества, человек и животные должны ……………………..готовые

Фронтальная работа:

  • Как передвигаются разные животные?
  • Двигаются ли растения? (использовать результаты домашнего опыта) (все растение передвигаться не может, но могут передвигаться отдельные органы растений: стебель с листьями - к свету, корень - в глубину почвы.)

III. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какие задачи будем решать?

Чтение рассказа М.Пришвина «Беличья память» (организация ситуации формирования проблемы, цели и темы)

Мозговой штурм (сопровождается демонстрацией презентации). В ходе обсуждения вопросов и заданий организуется ситуация решения учебной задачи.

  1. О чем идет речь в рассказе?
  2. Какие еще животные запасают для себя пищу? (слайд 4)
  3. Какие животные не запасают для себя пищу и почему?
  4. Медведю нужна энергия во время спячки, где он ее берет?
  5. все ли питательные вещества организмы расходуют, получая из них энергию для движения и других процессов жизнедеятельности. Да и двигаются все по-разному: одни больше, например…, другие меньше, например…
  6. Приведите примеры движения животных по своим наблюдениям за домашними питомцами. (слайд 6)
  7. Вспомни, каждый ли день ты двигаешься много. (слайд 7-8) Когда больше тратиться энергии: в первом случае или во втором? Если человек двигается мало, то питательные вещества…
  8. В каких частях растений откладываются про запас питательные вещества? (слайд 10)
  9. Растениям нужен запас питательных веществ? Когда они его используют? (слайд 11-12)
  10. Какой вывод можно сделать? (Вывод: Живые организмы запасают питательные вещества, чтобы обеспечить ими развивающийся зародыш или новый организм.)
  11. Что лежит в основе роста живого организма? (слайд 19).

IV. Закрепление. Работа в парах.

  1. Прочитать вопросы в начале параграфа, обсудить их с соседом по парте и подготовить ответы на поставленные вопросы.
  2. Зачем живые организмы запасают энергию?
  3. Как они ее получают?

Выводы:

  1. Питательные вещества, необходимые для роста всех живых организмов, должны непрерывно поступать в каждую живую клетку тела.
  2. Они дают энергию для его движения, поддержания жизнедеятельности, роста обеспечивают питание зародыша при его развитии.

V. Рефлексия.

  • Какая цель стояла перед уроком? Достигли ее?
  • Я узнал на уроке…
  • Я хорошо понял…
  • Мне не совсем понятно…
  • Я могу рассказать…
  • У меня есть вопрос к учителю или к ребятам…

VI. Домашнее задание.

§ 26, повт. § 24-25.