Конспект открытого урока по биологии в 8-м классе по теме «Скелет человека»

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: скелет человека


Цель: изучить строение скелета человека, выявив особенности его строения, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища;
  • раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата;

Развивающие:

  • развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения;
  • оценивать результаты выполненных действий;
  • переводить текстовую информацию в графическую;

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся должны знать строение скелета головы и туловища;
  • распознавать их на наглядных пособиях;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;

Метапредметные:

познавательные УУД:

  • продолжить формирование умений работы с текстом, иллюстрациями, раздаточным материалом;
  • объяснять значения новых терминов;

регулятивные УУД:

  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
  • составлять план;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • продолжить формирование умений самостоятельно работать с рисунками, схемами, таблицами;

коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать в группе;
  • выражать свои мысли и выслушивать ответы одноклассников;

Личностные:

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив при усвоении новых знаний;
  • умение отстаивать свою точку зрения;

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с текстом, рисунками, раздаточным материалом); практические (поиск информации в тексте, заполнение таблицы).

Понятия и термины: осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; грудная клетка, рёбра, грудина.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (набор позвонков, таблицы, модель скелета и черепа).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Тестовая работа

1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:

  1. опорная;*
  2. двигательная;
  3. рефлекторная.

2. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

  1. опорная;
  2. двигательная;*
  3. защитная.

3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:

  1. 5-10 лет;
  2. 20-30 лет;*
  3. 60-70 лет.

4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:

  1. подкостница;
  2. закостница;
  3. надкостница.*

5. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:

  1. клетки желтого костного мозга;
  2. клетки красного костного мозга;*
  3. клетки синего костного мозга.

6. Кости плеча, предплечья, бедра и голени - это:

  1. трубчатые кости;*
  2. губчатые кости;
  3. плоские кости.

7. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:

  1. 5-10 лет;
  2. 20-25 лет;*
  3. 50-55 лет.

3. Объяснение нового материала

Актуализация знаний

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете. "Движение - это жизнь", - как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»

Что же такое скелет?

Скелет (skeletos - высохший) - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет - совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма - 10-15 кг (у мужчин несколько больше).

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скажите, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела).

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. "скелетон" - "высохший", "высушенный") выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями - хрящами, связками, сухожилиями - дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет - пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.Кроме основных функций кости скелета участвуют в минеральном обмене (кости - источник Ca, F и других минеральных веществ), а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения.

Работа в группах

Вы уже разбиты на группы, и у каждой группы будет своё задание.

(Каждая группа дает краткий отчет о проделанной работе, а обучающиеся других групп заполняют соответствующие графы в итоговой таблице).

Изучить строение и функции отдела, заполнить таблицу.

  • 1 группа - Скелет головы.
  • 2 группа - Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков
  • 3 группа - Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей.

Первая группа (работа с черепом)

Скелет головы

Череп состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Череп - определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Мозговой отдел черепа:

  • непарная лобная кость;
  • непарная затылочная кость;
  • теменные кости (парные);
  • височные кости (парные);
  • клиновидная кость;
  • пирамидные отростки височных костей.

Лицевой отдел черепа:

  • верхняя челюсть;
  • нижняя челюсть;
  • скуловые кости (парные);
  • носовые кости (парные);
  • решетчатая кость.

Череп

А - вид спереди;

Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость

Вторая группа (работа со скелетом)

Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33-34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

  • шейный (7 позвонков)
  • грудной (12)
  • поясничный (5)
  • крестцовый (5)
  • копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.

За грудным отделом следуе поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника - копчик. Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.
Лордоз - это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз - это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Строение позвонков.

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга косные кольца - позвоночный канал - костный футляр для спинного мозга.

Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.

Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Первый шейный позвонок называется Атлант, второй - Аксис, или Эпистрофей.

Шейные позвонки Атлант и эпистрофей (первый, второй) участвуют во вращении головы.

  • грудные крупнее шейных и сочленены с ребрами;
  • поясничные отличаются массивностью тел;
  • крестцовые срастаются в одну кость в результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения;
  • копчиковые - остаток хвоста - рудимент.

Третья группа.

Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью - грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

  1. Истинные ребра - соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).
  2. Ложные ребра - соединены с последним истинным ребром (3 пары).
  3. Колеблющиеся ребра - передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Соединение костей:

  1. Неподвижное - костный шов (череп)
  2. Полуподвижное - позвоночник.

Заполнение таблицы:

Тесты

ФИ _______________ класс ______

Номер вопроса

a

b

c

1

2

3

4

5

6

7

4. Закрепление знаний

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

Теперь мы с вами изучили строение осевого скелета человека и сможем сравнить скелет млекопитающего и скелет человека, выявив его особенности к прямохождению и развитию речи.

I. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением

  1. Позвоночник имеет изгибы
  2. Грудная клетка расширена в стороны
  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши
  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук
  5. Стопа сводчатая

II. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным
  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

5. Домашнее задание

Параграф 11 и вопросы после него.