Урок биологии в 5-м классе. Тема: «Среды обитания»

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания; создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новых учебных ситуациях.

Задачи:

  • познакомить учащихся со средами обитания животных;
  • научить решению простых экологических задач, развивать умения анализировать, высказывать свои мысли, обосновывая их;
  • создать условия для развития монологической речи;
  • продолжить обучение работе в режиме диалога и полилога.

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Формы работы учащихся беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Основное содержание темы: наземно-воздушная и почвенная среды обитания организмов; приспособленность организмов к среде обитания.

Планируемые результаты.

  • Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
  • Метапредметные.
    • Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
    • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
    • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
  • Предметные: умение характеризовать приспособленность организма к среде обитания.

Необходимое оборудование: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, чучела, коллекции, рисунки животных, карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося, на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания»:

Название животного

Среда обитания

Приспособление к обитанию в данной среде

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Создает эмоциональный настрой на урок.

Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!"

Обратите внимание, у каждого на столе лежат документы для индивидуальной и фронтальной работы.

Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные:
настраиваются на работу

2

Актуализация знаний

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы…
Как вы понимаете эту фразу? О чём она говорит?

Работают со смысловым значением фразы. Отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

3

Определение темы урока. Самоопределение деятельности.

Демонстрация фотографий и рисунков животных из разных сред обитания.
- Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому что живут не только в разных местах (на разных континентах), но и в различных средах обитания.
- И сейчас мы с вами вместе разберем, кто где живет.
На доске перечислены среды обитания животных организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная организменная.

Соотносят организмы согласно их среде обитания.

Личностные:
Осмысление поставленной проблемы
Познавательные: умение структурировать материал;
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

- Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока?
Выберем название, которое понравилось больше других. Запишите тему урока.
- Какие задачи будем решать?
Учитель подводит итог:
- Нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях.
Предлагают темы: «Кто где живет?», «Среды обитания животных» и другие.
Записывают тему урока.
Называют задачи урока.
4 Учебно-познавательная деятельность - Положите перед собой карточки с текстом № 1. Внимательно прочитайте текст.
Текст № 1.
Эти птицы - чемпионы по скорости полета среди птиц.
Обычная для них скорость - 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья - длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки - ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения.
- О каких птицах идет речь? Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли вопросы? Чем питаются стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету? Для чего этим птицам необходимо иметь много слюнных желез? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе.

Читают текст № 1. Отвечают на вопросы учителя (примеры: летучая мышь, стрекоза). По результатам обсуждения учащиеся начинают заполнять таблицу «Приспособления животных к среде обитания»:

Названа животного

Среда обитания

Приспособления к обитанию в данной среде

Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

- Прочитайте текст № 2.

Текст № 2.
Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
У самцов-гепардов растёт небольшая, малозаметная грива, а у детенышей красивая серебристая грива по всей спине. Однако в течении нескольких недель после рождения грива у котят исчезает. Но самое интересное то, что малыши теряют способность втягивать когти. Так они приобретают важное приспособление к быстрому бегу. Кроме того, у гепарда по сравнению с размером туловища сильно удлинённые лапы.

- Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу?

Читают текст № 2. Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся продолжают заполнение таблицы.

- Прочитайте текст № 3.

Текст № 3.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
- О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой?

Читают текст № 3. Отвечают на вопросы учителя (примеры: дельфин, кит).
Учащиеся заполняют очередные графы таблицы.

- Прочитайте текст № 4.

Текст № 4.
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
- Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете?

- А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке?
Учитель рассказывает и показывает животных-паразитов.

Учащиеся записывают новые сведения в таблицу.

Приводят примеры.

Учащиеся слушают учителя. Продолжают работать с таблицей.

5

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Игра «Кто лишний?» (по средам обитания)

- Страус, кенгуру, шмель, волк. (Шмель.)
- Белка, дельфин, акула, щука. (Белка.)
- По такому же принципу составьте сами четверки слов, обозначающих название животных, где одно слово лишнее. Обменяйтесь заданиями с соседом. Решите его задачу.

Работают фронтально, находят «лишнее».
Составляют четверки слов, обмениваются заданиями, решают задачи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: умение характеризовать приспособленность организма к среде обитания.

6

Контрольно-рефлексивная деятельность

1. Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка № 1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+* или «-».

- Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

- Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.

- Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.

- Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

- Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.

- Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

Карточка № 2. По описанию узнайте, о какой среде идет речь.

Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению.

- Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
- В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
- Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам.
- Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, создавать себе подобных.
Карточка № 3. На рисунке на с. 108 учебника изо­бражены части тела разных животных. Определите, каким именно животным они принадлежат. В какой среде обитания эти животные живут? Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности к этой среде?
Карточка № 4. По рисункам 2, 3 определите, кому из насекомых принадлежат изображенные конечности, в какой среде обитает насекомое. Заполните таблицу.

№ рис.

Тип ноги

Насекомое

Среда жизни

1

Медведка

2

Прыгательная

Наземно-воздушная
воздушная

3

Плавательная

Водная

4

Хватательная

Богомол

5

Таракан

Наземно-
воздушная

2. Самоанализ и самооценка ученика.
Если я правильно заполнил(а) таблицу, то значит,
я хорошо работал(а) на уроке.
Мне не удалось ....
Мне следует почитать ...,
быть более внимательным(ой)....
Я могу еще раз поработать с текстом учебника, электронным приложением, Интернетом.

Работают самостоятельно по карточкам.

Учащиеся анализируют свою работу и выставляют себе оценки.

Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Регулятивные:
Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, оценивают собственную деятельность.
Познавательные:
ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.
Личностные
стремятся к приобретению новых знаний.

7

Домашнее задание

Обязательное:
Параграф 23, выполнить задания в рабочей тетради на с. 72-75.

На выбор:

Составьте одну-две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания.

Запишите в таблицу «Приспособления животных к среде обитания», какие приспособления имеют бурый медведь, змея, дождевой червь к обитанию в той среде, где они живут

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы

Приложение

Урок окончен.