Как учителям подготовиться к новому COVID-кризису

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: COVID-19


Властитель неба, мой отец, веди меня
Куда захочешь! Следую не мешкая,
На всё готовый. А не захочу - тогда
Со стонами идти придётся грешному,
Терпя всё то, что претерпел бы праведным.
Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.
Клеанф
(цит. по Сенека «Нравственные письма к Луцилию»)

Вот уже долгие годы, теоретики педагогики и чиновники от образования говорят о необходимости внедрять онлайн-обучение в общеобразовательной школе. Что же мы имели на деле? На деле же применение онлайн-технологий в школе сводилось к использованию электронного классного журнала, где ученики и их родители могли проверить выставленные оценки и узнать домашнее задание. Любопытно при этом, что многие частные школы и языковые курсы, онлайн-ресурсами не пренебрегали и активно их осваивали. Такое положение дел объясняется тем, что у преподавательского состава общеобразовательных школ, и без того загруженного бумажной работой сомнительной полезности, попросту не было стимулов постигать новые методы работы. По большому счету, прежние технологии работали и так, учитель применял свои навыки в классе, тратить при этом время на внедрение «новомодных» сетевых вещичек, представлялось избыточным. Не сломано - не чини, пока не грянет гром, мужик креститься не станет. Подобная ситуация могла бы сохраняться еще непредсказуемо долго, но в начале 2020 года… грянул гром! Человечество столкнулось с коронавирусной пандемией, которая изменила нашу жизнь во всех её проявлениях и поставила под вопрос многое из того, что мы воспринимали как данность.

Наш брат педагог попал в беспримерную ситуацию, хотя, казалось бы, школы закрывались на карантин и прежде. Но в отличие от предыдущих лет, когда закрытия были большой редкостью, касались лишь считанных школ, а сроки их были известны и не превышали двух-трех недель, нынешняя изоляция обрушилась на все учебные заведения страны, сколько же она продлится, с полной уверенностью никто не скажет до сих пор. Еще двадцать лет назад такое положение дел означало бы полный паралич образовательного процесса, но сегодня нам на помощь пришли онлайн-технологии. Учителям пришлось в авральном режиме, воскрешать зачаточные знания и навыки работы в Сети, а подчас и вовсе учиться на ходу, с нуля. Давно готовые онлайн-инструменты, до того «спавшие» в ожидании своего часа, стали жизненно необходимы для работы, осваивать или нет, перестало быть вопросом выбора. Как говорили древние стоики, «послушного судьба ведет, строптивого - тащит».

Что до моего опыта, мне помог освоиться с новой реальностью онлайн-курс «Современные технологии обучения английскому языку» Московского педагогического государственного университета. Здесь считаю уместным поблагодарить коллектив МПГУ и всех причастных к созданию курсов. Вашу помощь педагогам трудно переоценить.

Рассмотрим основные цифровые ресурсы, разобранные в курсе. Это неполный список, я лишь перечисляю инструменты, наиболее понравившиеся мне и моим ученикам, показавшие свою полезность, удобность и актуальность.

Zoom. Основа интерактивного урока. Сервис видео-конференций, дает возможность работать с учениками лицом к лицу, позволяет выводить на экраны учеников открытые на компьютере материалы, создает иллюзию присутствия на обычном уроке. Дети, соскучившись по учителю и общению с одноклассниками, с удовольствием включились в учебу.

SkySmart. Цифровая рабочая тетрадь к учебнику. Содержит упражнения, приведенные в бумажной рабочей тетради, проверяет выполнение заданий, выставляет оценку, что позволяет экономить время учителя. Сервис сразу полюбился и мне и ученикам. Выполнили сто заданий, получили приятный бонус - сертификат об активном использовании сервиса SkySmart в обучении. На этом не остановились, продолжили активно использовать до конца учебного года. Если бесплатная версия будет доступна и в следующем году, непременно будем работать и дальше. Очень хороший ресурс.

Miro. Интерактивная рабочая доска. Позволяет создать презентацию, в которой ученик может работать сам в интерактивном режиме: писать, рисовать, строить схемы, загружать собственный материал и многое другое. Привносит в уроки обратную связь и возможность собрать материалы так, чтобы студенты могли работать, а учитель видел, что они делают в тот или иной момент. Этот ресурс облегчит жизнь преподавателя. Бесплатно можно создать всего три рабочие доски, но каждая из досок бесконечна. Ее можно растягивать и добавлять необходимое количество материалов, которые сохраняются на доске. Полезный и удобный ресурс. Непременно буду пользоваться в дальнейшем.

WorldWall. Банк интерактивных упражнений с элементами игры. Позволяет разнообразить учебную программу яркими, веселыми, запоминающимися упражнениями. Есть возможность распечатать задания, что позволяет работать без доступа к сети. Можно создавать упражнения самим, либо пользоваться готовыми. Быстро исчерпав лимит бесплатного создания собственных заданий, не смогла купить платную подписку, из-за того, что не принимается к оплате система МИР. Впрочем, это не критично, поскольку всегда можно найти подходящий материал, созданный другими коллегами.

Liveworksheets. Веб-сервис, с помощью которого можно создавать интерактивные рабочие листы на любом языке. По сути, те же самые интерактивные упражнения, но с меньшим количеством «фана». ИРЛ можно распечатывать. Тогда ученикам ещё легче работать при выполнении заданий. Этот ресурс очень помог мне, когда нужно было создать задания на немецком языке.

Рассмотрев цифровые инструменты, проанализируем и связанные с онлайн-обучением проблемы. Онлайн-ресурсы - не панацея. Удаленное обучение при всех достоинствах несет в себе и ряд недостатков. Это и отсутствие «живого» контакта, размывание границ между работой/учебой и частной жизнью, трудность для учеников заставить себя работать в комфорте родного дома. Основной трудностью онлайн-обучения для педагога мне представляются проблемы тайм-менеджмента. Находясь дома, педагог, как это ни парадоксально, продолжает оставаться на работе, причем, находится там даже дольше, чем в «мирное» время. Родители и ученики забрасывают вопросами в мессенджерах, требуют немедленного ответа; гораздо больше времени уходит на проверку домашних заданий, опять же в силу того, что, в отличие от обычного урока, невозможна ситуация, когда задание проверяется лишь у некоторых учеников; ребята порой отправляют домашние работы когда им заблагорассудится, хоть в одиннадцать вечера, что снижает продуктивность как учителя, так и всего класса. Чтобы решить проблему, нужно установить четкие сроки работы: в такое-то время я проверяю домашние задания, в такое-то отвечаю на текущие вопросы, а в такие-то часы меня не беспокоить, у учителя есть свое личное время. Понятное дело, данный вопрос нужно согласовывать с коллегами, поскольку мой предмет у учеников не единственный, и важно не перегрузить их самих и их родителей.

Большой ошибкой было бы считать онлайн-ресурсы исключительно инструментом для чрезвычайных ситуаций. Накопленный за время эпидемии опыт позволит применять новые методы и в повседневной практике. Так можно подключать к классным занятиям заболевших учеников; учитель-«иностранец» может договориться с зарубежными коллегами и время от времени устраивать «телемосты» с носителями изучаемых языков; цифровые упражнения можно делать прямо в классе или дома, получая мгновенную оценку результатов.

Что же дальше? Вопрос не праздный. Гарантий от новой вспышки пандемии нет, поэтому, вооружившись знаниями, получая новые и развивая имеющиеся, будем готовы к потенциальным катаклизмам.