Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Проблема формирования умений учебного труда не новая. Еще К.Д.Ушинский в своём «Руководстве к «Родному слову» (1864 год) утверждал, что «учителя должны выучить ребёнка учиться». Эта проблема тесно связана с проблемой успеваемости не только в начальной школе. Но одна из задач начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить последующее освоение основ наук. Поэтому в нашей школе мы, учителя разных предметов, стараемся объединить свои усилия в плане работы по развитию у детей общих учебных умений.

Я остановлюсь на таких умениях как: определение темы, основной мысли текста, составление плана, конспектирование, подробный, выборочный или сжатый пересказ содержания исходного текста и т.д.

В основе интеллектуально-речевых умений лежит речевая деятельность школьников. На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает, т. е. общается с одноклассниками, учителями, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать своё отношение к чему-либо, давать оценку поступка героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекса умений учебного труда.

На практике я убедилась, что чем раньше начать работу по формированию интеллектуально-речевых умений, тем ощутимее будет результат. На уроках чтения важное место занимают умения пересказывать текст подробно, выборочно или сжато. Они связаны с реализацией задач обучения в курсах русского языка и литературы, истории и обществоведения, географии и биологии, а также других дисциплин, изучаемых в среднем звене.

Ёще в учебниках обучения грамоте за первый класс, встречаются задания «Перескажи по картинкам», «Перескажи текст». Но, как показывает практика, без целенаправленной систематической работы многие дети не овладевают этим умением. И главной причиной такого положения является то, что учащиеся не имеют необходимых знаний о способах деятельности. Работу по формированию у детей умений я начала от простого к сложному. В каждом классе были определены задачи. В первом классе основной упор был сделан на формирование у детей умения подробно пересказывать текст, во втором продолжилась эта работа с добавлением выборочного пересказа, в третьем и четвёртом - сжато пересказывать текст.

Сказанное не означает, что, например, в первом классе дети имели дело только с подробным пересказом и никак не касались других его форм - выборочного и сжатого. Нет, мои ученики практиковали буквально с первых школьных шагов все возможные виды пересказов (рассказать о себе, своих увлечениях, о домашних животных и т.д.). Эта работа проводилась на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Однако в каждом классе особое внимание уделялось в смысле детальности и тщательности отработки каждому из них. И ещё одно важное условие успешности обучения пересказу: я всегда разрешаю при пересказе держать в руках открытой книгу с текстом. Это снижает обычную скованность и напряжённость, которые, как правило, сопутствуют школьным пересказам.

Что значит подробно пересказать текст? Как этому научиться? Подробно пересказать текст - значит своими словами передать содержание того, о чём только что прочитал. Но передать содержание прочитанного надо так, чтобы т от, кто не читал этот текст, понял, о чём и что в нём говорит автор. Для обучения подробному пересказу лучше брать текст достаточно большой, чтобы учащиеся не могли запомнить его дословно. Только в этом случае дети смогут проявить некоторую самостоятельность в построении своего текста, но «на основе данного». И этому следует учить, поскольку умение пересказывать свершено необходимо школьнику на любой ступени обучения. Сформировать это умение можно лишь в процессе каждодневной учебной работы ученика по определённому плану. Во-первых, любой текст учит внимательно прочитывать, с тем, чтобы понять, для чего автор написал этот текст, какова его основная мысль. Ведь чтение - это то, чему мы учим, и в то же время то, посредством чего ученик учится. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребёнок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться. Во-вторых, чтобы сделать пересказ прочитанного интересным, обращаю внимание детей на самые точные и яркие слова и выражения, т.е. воспитываю внимательное отношение к авторскому слову. В-третьих, в работе над пересказом необходимо деление текста на законченные части с выявлением в каждой из них самого главного. Лишь после такой предварительной работы дети пересказывают текст. Данный порядок работы с текстом нарушать не следует, чтобы дети смогли его запомнить.

Следующий этап работы над пересказом - обстоятельная отработка выборочного пересказа текста. В этом я исходила из того, что программой предусмотрено формирование умения «находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц». Формирование такого умения является развитием и углублением ранее сформированного умения. Тщательную отработку умений выборочного пересказа я строила на базе хорошо усвоенных умений по подробному пересказу. Попутно замечу, что первые робкие шаги на пути овладения детьми выборочным пересказом были сделаны ещё при работе по «Азбуке». Выборочный пересказ сродни выборочному чтению, которым ученики пользуются свободно, и связанные с ним умения они переносят на отбор материалов для пересказа, предусматривающего передачу уже не всего текста, а лишь какой-то его части. Выборочное изложение формирует у учеников умение собирать и систематизировать материал. Это умение имеет большое значение, как для развития связной речи, так и для обеспечения возможности учащимся успешно учиться. Вот фрагменты урока, на которых использовался выборочный пересказ. После чтения и основательного разбора содержания рассказа К.Паустовского «Барсучий нос» я приступила к углублённому обучению детей выборочному пересказу. Вопросы и задания, посредством которых дети производили отбор фактов, точно ориентировали на материал тексте, где было сконцентрировано содержание, необходимое для ответа, например: «Расскажите, как К.Паустовский рисует утро в лесу», «Как лечился барсук?» и т.п.

На следующем уроке задача усложнилась. Теперь для выборочного пересказа было необходимо собрать материал по всему произведению. Так, чтобы представить себе внешний вид барсука, его повадки, образ жизни, я учила детей выбирать (с карандашом в руках) слова и выражения, записывать их в тетрадь, а потом только пересказывать.

Заданий, побуждающих детей заниматься выборочным пересказом в учебниках литературного чтения вполне достаточно. Постепенно дети переходили и к письму небольших выборочных изложений готового текста. Эта работа оказывает большое влияние на формирование у детей умения работать с текстом, которое они без труда переносят на другие школьные предметы, например уроки окружающего мира или внеклассного чтения.

Продолжая отрабатывать ранее приобретённые умения учебного труда, дети постоянно движутся вперёд и уже к четвёртому классу осваивают умение кратко передавать содержание прочитанного.

Как сделать из большого текста маленький? Может быть, пересказать текст до половины? Но тогда не всё будет понятно. Следовательно, надо сделать так, чтобы было передано содержание всего произведения, но передано кратко, без деталей, только самое главное. Делать это следует осторожно и обдуманно. Не всегда после исключения отдельных подробностей текст остаётся узнаваемым. И на это я особенно обращаю внимание учащихся. Если не сказать главное, текст становится не только коротким и неинтересным, но и непонятным для тех, кто данное произведение не читал. Например, в рассказе В.Драгунского «Не пиф, не паф» хорошо известную всем сказку про Красную Шапочку Денискина мама рассказывала так: «Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра наживать».

Сказку трудно узнать, так как тема и основная мысль сказки потеряны. Следовательно, надо всегда помнить о том, чтобы в кратком пересказе тема и основная мысль текста были сохранены.

Сжатие текста осуществляется в определённой последовательности. Прежде всего, надо внимательно прочитать текст и постараться понять, о чём он. Затем выбираются самые главные события, такие, без упоминания которых пересказ будет непонятен слушателю. Об этом главном надо научиться говорить обобщённо, т.е. в нескольких словах, одной-двумя фразами. Разумеется, для того чтобы учащиеся освоили краткий (сжатый) пересказ текста, одного занятия недостаточно. Повседневное внимание к формированию умений работать с текстом с ориентировкой на превращение их в прочные навыки - задача каждого учителя.