Направленность на развитие soft skills в обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: ФГОС, ФГОС НОО


Ги́бкие на́выки или мя́гкие на́выки (англ. soft skills) - комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями. - Владимир Путин, президент РФ

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «нечто» мы имеем ввиду особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills. И чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками. Сегодня чаще всего используется англоязычный термин soft skills - в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью.

Что же такое «мягкие навыки» (soft skills)?

Если все навыки разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки.

Твёрдые навыки - это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.

Мягкие навыки - это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

То есть soft skills - это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы.

Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и давать синергетический эффект.

Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Приоритетной целью ФГОС второго поколения является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков можно предположить, что soft skills являются прототипом федеральных стандартов, либо развивались одновременно в разных областях.

Навыки «soft skills»

Педтехнологии по ФГОС

Коммуникация:
умение слушать, убеждение и аргументация, ведение переговоров
проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления
командная работа, нацеленность на результат

проектная деятельность
проектная задача

Управление собой:
управление собственным развитием
планирование и целеполагание
инициативность / настойчивость
рефлексия

целеполагание
планирование деятельности
рефлексия

Мышление:
креативное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации
выработка и принятие решений,
проектное мышление

проектная деятельность
критическое мышление

Управленческие навыки:
управление исполнением, планирование,
постановка задач, мотивирование,
контроль реализации задач,
ситуационное руководство и лидерство

Проектная деятельность

Работа по ФГОС развивает и навыки soft skills. Рассмотрим основные навыки soft skills.

Умение работать в команде

Умение работать в команде - это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Различие между командой и группой заключается в том, что группа может состоять из любого числа людей, которые взаимодействуют друг с другом, психологически сознают присутствие других членов группы и рассматривают себя как группу. Команда же - это группа, члены которой оказывают влияние друг на друга ради достижения общей цели. Главное, что отличает команду от группы, - это эффект синергии: 1+1=3. Суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных членов вследствие эффективного взаимодействия между членами команды на основе общих устремлений и ценностей, а также взаимодополняющих умений.

Попробуем определить, когдапредпочтительна работа в командах, а когда в группах.

Работа в одиночку или в группах будет более эффективна в следующих ситуациях:

  • для решения относительно несложных задач или проблем;
  • когда для принятия решений достаточно экспертных оценок или обмена мнениями;
  • когда разнообразие мнений ограничено;
  • когда задачу необходимо решить срочно;
  • когда достаточно узкого диапазона компетентности;
  • при наличии неустранимого конфликта интересов участников группы;
  • когда необходим оптимальный результат.

Работа в команде даст высокий результат:

  • когда для принятия решения необходим консенсус;
  • когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения;
  • когда необходимо решить сложную задачу или проблему;
  • когда необходима высокая самоотдача и ответственность каждого члена команды;
  • когда для решения задачи требуется широкий диапазон компетентности;
  • должна быть возможность реализации целей всех членов команды;
  • когда работа предполагает разработку стратегии;
  • когда необходим разносторонний подход.

К принципам командной работы относятся:

  • общие ценности;
  • небольшое число людей;
  • взаимодополняющие умения;
  • взаимная ответственность;
  • значимая цель.

Дуглас Макгрегор перечислил характеристики эффективной рабочей команды:

  1. Неформальная, комфортная и ненапряженная атмосфера. Видимые проявления напряженности отсутствуют. Эта рабочая атмосфера, в которой люди поглощены своей работой и заинтересованы в ее результатах. Отсутствуют признаки скуки.
  2. Происходит множество обсуждений, в которых принимают участие практически все члены команды.
  3. Задача или цель команды понимается и принимается ее членами. До определенного момента в команде происходит свободное обсуждение целей и задач. Но после того как они сформулированы, члены команды выполняют свои обязательства по достижению целей и выполнению задач.
  4. Члены команды слушают друг друга. Групповые обсуждения не перескакивают от одной идеи к другой, никак не связанной с предыдущей. Люди не бояться показаться неразумными, высказывая творческие идеи, даже если они кажутся далекими от предмета обсуждения.
  5. Присутствуют разногласия. Разногласия не приводят к групповому дискомфорту, отсутствуют признаки стремления избегать конфликтов и демонстрировать полное благополучие в команде при любых обстоятельствах.
  6. Большинство решений принимается на основе консенсуса, при котором ясно, что все члены команды готовы с ними согласиться. Однако порой возникают ситуации, когда люди «держат свои возражения при себе», и очевидный консенсус лишь маскирует реальное разногласие.
  7. Часто звучит критика, которая носит открытый характер и воспринимается относительно спокойно без излишнего напряжения. Критика редко переходит на личности в явной или скрытой форме. Критика носит конструктивный характер и ориентирована на устранение препятствий, с которыми столкнулась команда, мешающих выполнению ее работы.
  8. Люди свободно выражают свои чувства и свои идеи как относительно обсуждаемых проблем, так и относительно деятельности команды. Излишняя осторожность в высказываниях и «скрытые повестки дня» не характерны для членов команды. Члены команды достаточно хорошо осведомлены о чувствах своих коллег по поводу всех аспектов обсуждаемых вопросов.
  9. Когда предпринимаются действия, то задания четко ставятся и выполняются.
  10. Лидерство в команде носит «ресурсный» характер. При наблюдении за работой команды становится понятно, что лидерство время от времени переходит к разным людям в зависимости от обстоятельств. Разные члены команды в силу своих знаний или опыта в разные периоды времени выступают в роли «ресурсов» для команды.
  11. Команда осознает свою деятельность. Часто команда «останавливается» для анализа своей деятельности и препятствий эффективной командной работе. Проблема может заключаться в неадекватной процедуре или поведении отдельных членов, которые мешают достижению целей команды. В любом случае перед принятием каких-либо решений по этому поводу происходит открытое обсуждение возникших проблем.

В процессе обучения педагог должен учить детей делать что-то вместе с другими детьми и помогать решать учебные вопросы, сделать так, чтобы не только один ребенок, но и вся команда добилась цели.

Развивать способности работать в команде можно посредством командных мероприятий (игры, постановка спектакля, волонтерские программы), совместных академических проектов, когда защита проекта возможна только всей командой.

Умение принимать решения и решать проблемы

Быть лидером - значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду. Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и определил следующие четыре группы лидерских качеств:

  • управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательно для последователей;
  • управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
  • управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчинённых;
  • управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей

Задача педагога - развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.

Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Проверьте, могут ли ваши ученики:

  • с ходу предложить идею для праздничного поздравления, дизайна открытки или постера;
  • сочинять и рассказывать истории;
  • придумать идею новой компьютерной игры или мобильного приложения.

Опытный педагог в своем арсенале имеет множество способов развития креативности. Например, в процессе решения задачи попросить дать не один правильный ответ, а предложить 7 вариантов решения; способствовать развитию творческих способностей, обучающихся через театральные постановки, литературные и музыкальные гостиные. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса.

Умение общаться с людьми

Коммуникабельность - это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность - это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

В процессе общения и педагогам, и ученикам необходимо научиться сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы; бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели.

Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников - главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

Организаторская способность - это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому - все это важные качества организатора.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано?

Развить организаторские способности помогут навыки тайм-менеджмента, когда весь день расписан по часам, есть время для учебы, спорта, хобби, домашних заданий и, обязательно, время для отдыха; участие в многочисленных школьных мероприятиях, что требует от школьника умения организовать выставку, праздник, спектакль, дебаты, спортивный матч и многое другое.

Умение искать и обрабатывать информацию

Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления - это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.

Проверьте, могут ли ваши ученики:

  • оказавшись в новом месте, пытаться узнать что-то о нем новое;
  • задавать вопросы о том, как устроен мир.

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.

Большинство современных детей не очень уверены в себе и имеют высокий уровень тревожности. Они проявляют беспокойство по различным поводам: вхождения в новую социальную ситуацию; обучения новым навыкам, выполнения новой сложной задачи. Обучаясь в школе, дети должны развивать свои социальные навыки, становиться уверенными в себе, в своих силах. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Гёте в оригинале или перемножать в уме четырехзначные числа. Но умения ребенка четко формулировать мысли, предлагать альтернативные решения и уважать мнение товарищей сделают его успешным во всех сферах жизни.

Система навыков XXI века предполагает, что ученики будут:

  • выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
  • следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
  • учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
  • применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
  • получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

С целью развития коммуникативных навыков можно использовать арт-технологию (театрализацию учебного материала, ролевые игры, живые картинки, театральные минутки, инсценирование эпизодов, кукольный театр, причем не только художественные произведения, но и жизненные ситуации (например, инструктаж по ТБ - как вести себя на льду)); учить детей использовать и считывать «язык тела» (мимику, жесты), находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности.

Необходимо учить детей собирать информацию (работа над проектом) и вообще работать с ней: задавать точные «толстые и тонкие» вопросы используя прием «Кубик Блума» (технология критического мышления), фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде (метод моделирования условия использую при решении задач, графическом обозначении орфограмм, при работе с текстом), а также уметь передать другим без искажений и упущений. Это позволяет развивать у учеников универсальные учебные действия.

Метод моделирования делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Моделирование позволяет учащимся переходить от словесной модели (текста) к мысленной модели (представлению ситуации), а от неё - к знаково-символической модели (записи символов).

Но есть еще одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес - эмоциональный интеллект. Умение распознавать, выражать, говорить и регулировать эмоции, умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием - то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач, напрямую связано с «высоким EQ».

В рамках ФГОС мы учим детей формулировать свою позицию, уметь донести её понятно и аргументированно: всё это составляющие критического мышления.

Мышление «результатами» и «процессами» в образовании можно назвать «умением учиться». Первостепенной задачей каждого из нас является возможность научить детей ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения, поэтому технология критериального оценивания является тем инструментом, с помощью которого ученик способен улучшить собственную деятельность (учебную, социальную и т.п.).

Критериальное оценивание - это накопительная система знаний и умений каждого ребенка по каждой теме. Вначале я это делала исключительно для себя, позже стала озвучивать критерии оценивания детям и родителям и пришла к выводу, что это мощнейший рычаг к повышению качества образования.

Наиболее эффективными приёмами формирования навыков soft skills в рамках современных педагогических технологий являются дидактические игры. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Соглашусь с ним: в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью… Высоко ценю роль дидактической игры в обучении. Она аккумулирует множество целей и технологий, разжигает умственную активность детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к познанию. Вот некоторые из них, используемые мною: «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Крестики-нолики», «Уголки», «Буквоед», «Лото», «Китайская грамота», «Правда-ложь» и т.п.

Мотивация и самомотивация - основа любой деятельности. Только мотивированный ребенок может быть успешен в образовательном процессе. Роль «мотиватора» младшего школьника исключительно у педагога и родителей, поскольку детям трудно сосредоточиться на монотонной тяжелой умственной работе. В ход идет все: эмоции, ролевые игры, импровизация, сказочные путешествия, дидактические игры, жетоны за разные виды работ на уроке, которые в дальнейшем можно обменять на оценки; листы достижений и т.п.

Развивать системное мышление позволяет метапредмет. Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности, в проектной деятельности и при решении проектных задач учит детей структурировать и анализировать сложные объекты исследования, использовать знания из разных областей.

Где есть цель, там есть препятствия на пути к ней. Везде, где трудятся несколько человек, важно умение разрешать проблемы и конфликты, находить способы реализовать интересы всех сторон, умение вникнуть в точку зрения другого и найти взаимовыгодное решение. Этот навык, который важен в любой сфере и на любой работе, формирую через коммуникативные УУД (сотрудничество детей в паре и группе)

Таким образом, основными «мягкими навыками», которые считаются наиболее ценными, являются

  1. Способность работать в команде.
  2. Способность принимать решения и решать проблемы (лидерство).
  3. Способность общаться с людьми в организации и вне её.
  4. Способность планировать, организовывать и выделять приоритеты.
  5. Способность искать и обрабатывать информацию.

И решение этих проблем сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Soft skills можно развивать с самого детства, но важно учитывать сензитивный период в развитии ребенка - период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения; обязательно обращать внимание на то, что сейчас происходит с ребёнком в психологическом плане, какая у него ведущая деятельность.