Конспект урока по русскому языку. Тема: «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, согласные звуки


Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать парные и непарные по твёрдости-мягкости согласных звуках; знать, как определяется твёрдость и мягкость согласных звуков; уметь различать твердые и мягкие звуки, уметь выполнять звуковые схемы слов.
  • Личностные: осуществлять самоанализ своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между звуками и буквами, схемами и словами.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова; тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс УМК «ПНШ».

Этапы урока
Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно

Итак, мы готовы начать урок.

Подготавливаются к уроку

Слушают учителя, выполняют указанные действия и настраиваются на урок

К: планирование сотрудничества с учителем
Л: включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний и мотивация

- Наш урок мы начнём с минутки чистописания
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз (пальчиковая гимнастика)

П(л):анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Записать число, классная работа.
- На доске у меня размещены элементы буквы. Посмотрите, какую букву можно составить из них.
Один ученик на доске составляет из элементов строчную и заглавную букву П, п
Пропишите эти буквы всю строчку. Пишут буквы.

Возьмите простой карандаш и поставьте точку под самой красивой буквой.

- Молодцы.

Оценивают свою работу
Запишите в тетрадь слова в строчку через запятую.
Тропа, пень, ёлка.
Пишут слова, выполняют задание.
- Поставьте ударение, поделите слова на слоги, посчитайте в каждом слове количество букв и звуков.
Проверьте правильность выполненной работы. Кто справился без ошибок, поставьте себе на полях плюсик.

Пень, ёлка

Самопроверка. Сверяются с доской, учитель открывает правильную запись

- Ребята, найдите среди этих слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему так получается? - ь знак не даёт звук, обозначает мягкость согласного, буква ё в начале слова даёт два звука

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, подумайте и скажите, какова тема нашего урока?
«Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
Чем мы сегодня займёмся на уроке?
- Будем определять мягкость и твёрдость согласных звуков.

- Согласные мягкие и твердые звуки

Пробуют определить цели урока

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели
Р: целеполагание

4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 54, прочитайте задание к упражнению.
- Читаем названия животных по цепочке:
Белка, волк, гусь, енот, ёж, жук, зебра, кит, конь, кот, лось, мышь, утка, ястреб.
- Молодцы. Найдите слова, в которых буквы подчеркнуты одной чертой. Зачем это нужно?
Запишите эти слова себе в тетрадь.

Один учащийся читает задание к упражнению

Показать, что ь не даёт звука, он только смягчает согласный.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Правильно, продолжаем работу.
- Найдите слова, где буквы подчеркнуты двумя чертами. Прочитайте их. Сколько звуков обозначают эти буквы?

- Молодцы, запишите эти слова себе в тетрадь.
Теперь над каждым словом укажите количество букв и звуков.

Два звука, так как стоят в начале слова.
- Теперь обменяйтесь тетрадями, посмотрите на доску, проверьте работу друг друга.
Поставьте плюсик на полях, если всё верно.
Взаимопроверка. Учитель открывает на доске правильную запись.
Физкультминутка Проводят двое из учеников, остальные повторяют движения Р: волевая саморегуляция

5. Включение в систему знаний

- Откройте учебники на странице 54, выполняем упражнение 24, прочитайте его.
- Давайте прочитаем все слова по порядку.
- Молодцы, скажите, что объединяет все эти слова?
- Верно, все эти слова, это названия птиц.

Читает один учащийся.

- Это названия птиц

П: выведение следствий
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

- Вспомните, какие буквы показывают мягкость согласных звуков - е, ё, и, ю, я, ь
- Какие буквы показывают твёрдость согласного перед ними? - а, о, у, э, ы, ъ
- Найдите столбик слов, где все согласные звуки - твёрдые. - Второй, так как там все звуки твердые.
- А что вы можете сказать про слова из первого столбика? - В этих словах мягких звуков больше чем твёрдых.
- Давайте запишем слово синица, поставьте ударение, поделите на слоги, найдите гласные.
Составим звуковую схему этого слова.
[с'ин'и ца]
- Напишите количество слогов, букв и звуков в данном слове.
- Что у вас получилось?

- 3 сл., 6б., 6зв.

- Самостоятельно выполните разбор слова снегирь.
Проверим, что у вас получилось. (правильная запись открывается на доске)
Сколько слогов, звуков и букв в слове снегирь?

- Молодцы.
Снегирь [сн'и г'ир'] -2 сл., 7 б., 6 зв.

6. Рефлексия учебной деятельности

Ребята мы завершаем наш урок.
- Вспомните, о чем мы с вами говорили.
- Какие гласные делают согласный мягким/ твердым?
Назовите их.
Какие из гласных могут обозначать два звука?

Оцените свою работу на уроке. Пусть каждый из вас нарисует на полях тетради смайлик (улыбающийся, серьёзный или грустный).
Ребята, благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют рефлексию деятельности.

Р: самоанализ, самооценка