Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр – страна чудес»

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 2


Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Пояснительная записка

Новизна и актуальность программы

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации - живопись, пьеса - литература. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театр - страна чудес».

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют мальчики и девочки 7-8 лет, количество детей в группе до 15 человек.

Курс рассчитан на 1 год обучения (8 часов) во 2 классе.

Форма обучения - очная.

Уровень программы - стартовый.

Режим занятий - 1 раз в месяц (60 минут).

Содержание учебного курса

1.1 Основной целью программы является:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

  • 1.Развивать творческие способности, память, произвольное внимание, фантазию и воображение;
  • Формировать навыки актерского мастерства и сценической речи;
  • Воспитывать и развивать интерес к национальной культуре;

1.2 Содержание программы

Учебный план

Раздел

Тема

Количество занятий

1

Основы театральной культуры
Театральная игра

Теоретическая часть.
«Приглашение в театр» Представление о театре (драматический, кукольный, музыкальный)
Практическая часть.
«Давайте познакомимся»
«Угадай, кто я?»

1

2

2

Культура и техника речи.
Ритмопластика

Теоретическая часть.
«Забавные стихи» Произношение фраз разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно

1

Практическая часть.
«Осенние листья»
Игра-импровизация.

1

3

Основы театральной деятельности
Театральная игра
Культура и техника речи

Теоретическая часть.
«Театральные волшебники»
Понятие «Мимика» «Жесты» «Артикуляция»

1

Практическая часть.
«Волшебная корзинка»
«Дружные зверята»

2

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестатации/контроля

Теория
3

Практика
5

Всего
8

Преобладает над теорией
2:1

показ инсценированной сказки

1.3 Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Предметными результатами освоения учащимися общего образования являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театр - страна чудес».

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель/месяцев

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1

10.10

10.05

8

8

8

1 раз в месяц (60 минут)

2.2 Условия реализации программы

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления материала;
  • применение полученных знаний на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Формы организации учебного занятия: кружковое занятия; творческий отчет; урок-игра

Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;

Формы работы с родителями:

  • совместные праздники, творческие конкурсы;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы;
  • открытые занятия.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • личный пример;
  • поощрения

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

В театральном уголке располагаются:

  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (сцена, костюмы, элементы костюмов, маски);
  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки)

Информационное обеспечение:

  • Электронные образовательные ресурсы
  • Компьютер,
  • магнитофон,
  • музыкальный центр,
  • диски с записью сказок и постановок,
  • диски с музыкой (классической и детской),
  • микрофоны, усилитель, колонки,
  • проектор, экран,
  • фотоаппарат,
  • видеокамера для анализа выступлений.

2.3. Формы аттестации

Показ инсценированной сказки, входная диагностика не предусмотрена.

2.4. Оценочные материалы

Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования.

Для контроля и оценки деятельности учащихся используются методы устного,письменного и практического контроля.

Вид контроля

Средства

Цель

Действия

1

Входной

Анкеты, педагогические
тесты

Выявление требуемых на начало обучения знаний.
Выявления отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения

1. Возврат к повторению базовых знаний.
2. Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.
3. Начало обучения с более высокого уровня.

2

Текущий

Беседа, опрос,
наблюдение

Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения.

Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков.

3

Тематический

Практическая
работа,
педагогические
тесты.

1. Определение степени усвоения раздела или темы программы.
2. Систематическая пошаговая диагностика текущих знаний.
3. Динамика усвоения текущего материала

Решение о дальнейшем
маршруте изучения
материала.

4

Итоговый

Итоговое занятие,
спектакль.

1. Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.
2. Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся к
общепризнанной системе требований, к уровню и качеству образования.
Оценка уровня подготовки.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся

Для определения личностных результатов освоения программы используются диагностические методики:

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

КРИТЕРИИ

Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1)

Эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Мониторинг направленности на творчество.
Методика Л.А.Воловича (приложение 2)

Выявление уровня направленности на творчество учащегося

Педагогическое наблюдение

Методические материалы

Методической особенностью обучения в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

Используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

  • наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, показ педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );
  • практический (упражнения, этюды).

2. По дидактическим задачам:

  • приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;
  • применение знаний через моделирование игровых ситуаций;
  • закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;
  • проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.

3. По характеру деятельности:

  • репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
  • частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:

  • исключения - умение бнаружить и устранить внутренние препятствия;
  • физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;

2. Принципы

  • наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;
  • систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
  • гуманизации - дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;
  • детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе: взаимному уважению.

Приложения

Литература

  1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 классы. - М.: Баласс, 2004. - 48 с.
  2. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.
  5. М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
  6. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».