Урок литературного чтения в 3-м классе "Поэтические образы малой родины в стихотворении Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…» и на картине И.И.Левитана «Тихая обитель»"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: И.И.Левитан «Тихая обитель», Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке»


Цель урока: создать условия для анализа стихотворения Н.И.Рыленкова и картины И.И.Левитана о малой родине.

Задачи урока:

  • учиться декламировать стихотворение, осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;
  • развивать умение анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нём, поэтические образы;
  • учиться различать лексическое значение синонимов для более точной характеристики и анализа: «смотреть» и «всматриваться», «слышать» и «вслушиваться»; «поражать», «ослеплять», «завораживать», «проникать»...»;
  • развивать навыки описания картины И.Левитана «Тихая обитель»;
  • формировать чувства патриотизма, любви к родному краю, к родной природе, к России у младших школьников.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс (часть 1), автора В.Ю.Свиридовой, карточки для парной, групповой работы, карточки для синквейнов; портреты Н.И.Рыленкова и И.И.Левитана; толковые словари, картины с русской природой.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

Учитель просит учащихся отметить те изученные произведения поэзии в учебнике, которые передают поэтические образы малой родины.

1. Самостоятельный поиск произведений учащимися по учебнику в парах.

  • А.А.Фет «Чудная картина»
  • Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…»
  • А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
  • С.Есенин «С добрым утром!»
  • Г.М.Навицкая «Берёза»

2. Проверка работ учащихся.

II. Работа над изучением нового материала

1. Сообщение темы урока.

Учитель просит открыть учебник «Литературное чтение» и по стр.162 и по стр.187 сообщить тему урока.

Ответы детей: тема урока: «Стихотворение Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…» и картина И.И.Левитана «Тихая обитель».

Учитель обозначает цель урока: в новом стихотворении «Всё в тающей дымке…» мы должны узнать, о каких особенностях русской природы говорит нам Рыленков, и что помогло поэту открыть нам эти особенности.

2. Рассказ учителя о поэте Н.И.Рыленкове.

Учитель: Николай Иванович Рыленков - известный поэт, писатель и переводчик России. Родился он в 1909 году в крестьянской семье в деревне Алексеевка Смоленской губернии. Сейчас это Брянская область. В 1933 поэт закончил Смоленский педагогический институт и работал сельским учителем. Участник Великой Отечественной войны. В 1994 году поэту присвоено посмертно звание «Почётный гражданин города Смоленска».

Большой русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой:

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя…

3. Выразительное чтение стихотворения Н.И.Рыленкова на стр.162 учителем.

4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

5. Работа со словарями. Работа в парах.

1) Знакомство учащихся с глаголами: «смотреть» и «всматриваться», «слышать» и «вслушиваться»; «поражать», «ослеплять», «завораживать», «проникать».

Учитель: эти глаголы имеют одинаковое или разное значение?

Ответы детей: разное значение.

Учитель: чем же отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться?

2) Самостоятельное определение различия лексического значения синонимов. Работа с толковыми словарями.

Работа (по выбору) по карточке 1 или по карточке 2.

Карточка 1. Объясните лексическое значение глаголов «смотреть» и «всматриваться»; «слушать» и «вслушиваться».

Карточка 2. Объясните лексическое значение глаголов «поражать», «ослеплять», «завораживать», «проникать».

3) Объяснения лексического значения глаголов учащимися по карточке 1:

  • Смотреть - направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.
  • Всматриваться - преодолевать глазами какое-то препятствие, то есть глазу не сразу открывается то, на что он устремлен.
  • Слушать - воспринимать звуки, сосредотачивать внимание.
  • Вслушиваться - напряженно слушать, стараясь расслышать что-либо.

4) Объяснения лексического значения глаголов учащимися по карточке 2:

  • Поражать - это сильно удивляться.
  • Ослеплять - это лишать зрения, делать слепым.
  • Завораживать - это заколдовывать, опутывать чарами, сводить с ума.
  • Проникать - попадать внутрь, получать доступ куда-либо.

6. Беседа по вопросам учителя.

Учитель: когда происходит действие в этом стихотворении?

Ответы детей: ранним утром, так как всё в природе покрыто туманом, тающей дымкой, вода прозрачна.

- Природа медленно просыпается ото сна.

- Тающая дымка ускользает, тихо исчезает. Наступает утро.

Учитель: о каких особенностях русской природы говорит поэт?

Ответы детей: у русской природы краски не ярки, звуки не резки.

- Медленно текут реки, природа застенчива, но прелестна.

Учитель: определите настроение этого стихотворения.

Ответы детей: настроение тёплое, душевное, спокойное.

- У поэта к своей родине ясной любовью наполнилось сердце.

- Н.Рыленков обращается с самими нежными словами и чувствами к родным местам.

III. Анализ средств художественной выразительности в стихотворении

1. Самостоятельная работа в группах.

  • 1 группа осуществляет поиск олицетворений в стихотворении.
  • 2 группа выделяет эпитеты в стихотворении и объясняет их смысл с помощью толковых словарей.
  • 3 группа описывает краски и тона русской природы, как художники.
  • 4 группа описывает звуки, как музыканты.

2. Проверка самостоятельной работы групп.

1 группа объясняет олицетворения, которые были выделены в стихотворении: наполнилось сердце, созвучья нахлынули дружно, прелесть русской природы.

Учитель: объясните выражение «всю прелесть застенчивой русской природы».

Ответы детей: русская природа застенчива, скромна, она не стремится показывать сразу всю свою красоту.

- Так можно сказать о скромной и робкой девушке или о застенчивой невесте.

2 группа выделяет эпитеты в стихотворении: в тающей дымке, беглого взора, ясной любовью.

Учитель: объясните, как вы понимаете эти эпитеты.

Ответы детей: слово «тающая» образовано от слова «таять». Мы поработали по толковому словарю и определили значение слова «таять» в переносном значении - исчезать, становиться незаметным». Значит, дымка над холмами, перелесками, озером прозрачна, легка. Она скоро растает от первых лучей утреннего солнца.

- Значение эпитета «беглый» взор мы тоже определили по словарю. Это невнимательный, быстрый, поверхностный взгляд, которым нельзя понять всю прелесть русской природы.

- А значение эпитета «ясная любовь» мы определили в переносном значении. Это чистая, светлая любовь к своей малой родине.

3 группа описывает краски и тона русской природы: Н.Рубцов применил светлые, лёгкие, не яркие краски для образа тумана, перелеска, дымки, прозрачности вод в реке.

4 группа отмечает, что звуки не резки в природе, реки медленны, все ускользает, то есть тихо исчезает.

- Но поэту хочется, чтобы в душу нахлынули созвучья. А это сочетание нескольких звуков.

Учитель: а почему поэту хочется, чтобы мы почувствовали эти созвучья вместе с ним?

Ответы детей: чтобы мы, как и Рыленков, учились понимать красоту душой и сердцем.

IV. Обобщающая работа по стихотворению

1. Беседа по вопросам учителя:

Учитель: почему автор призывает вслушаться и всмотреться в природу?

Ответы детей: чтобы мы учились открывать тайны и прелесть этого прекрасного утра.

- Чтобы мы смогли замечать красоту нашей скромной русской природы, бывая в лесу, в поле, на лугу, у реки.

- Такая красота медленно проникает в душу.

- Она не захватывает поэта быстро, такая красота постепенно наполняет его сердце.

Учитель: Н.Рыленков рисует удивительную картину застенчивой, тихой, не яркой природы в России. Если внимательно вслушаться и всмотреться, то станет ясно, что лучше этого родного пейзажа нет ничего.

Учитель: поразмышляйте, чему посвящено это стихотворение Н.Рыленкова?

Ответы детей: оно посвящено красоте скромной русской природы: холмам, перелескам, медленным рекам, туманным озёрам.

- Н.Рыленков посвятил это стихотворение своей родине-деревне, где он родился и вырос.

2. Определение темы стихотворения Н.Рыленкова.

Учитель: мы много анализировали это стихотворение. Определите теперь его тему.

Ответы детей: тема стихотворения - тихая, застенчивая природа в скромной красоте.

Учитель: что-нибудь в мире родной природы вызывает у вас такие же сильные чувства?

Обмен мнениями.

3. Определение главной мысли стихотворения.

Учитель: чему учит вас это стихотворение Н.И.Рыленкова?

Ответы детей: стихотворение учит любить Родину, любить её природу.

- Учит внимательности и наблюдательности в природе.

- Поэт обращается к нам через свои строки:

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться…
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…

V. Работа по картине И.И.Левитана

1. Знакомство с картиной И.И.Левитана «Тихая обитель» на стр.187 учебника.

2. Рассказ учителя о художнике И.И.Левитане.

Учитель: Исаак Ильич Левитан - выдающийся русский пейзажист, мастер, создавший огромную галерею работ, посвященных изображению русской природы. Левитан обладал талантом не только видеть красоту природы, но и чувствовать её.

Брат А.П.Чехова М.П.Чехов писал о художнике: «Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже не любовь, а какая-то влюблённость… Любил ли Левитан своё искусство? …Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него всем».

3. Беседа-описание картины по вопросам:

Учитель: что вы видите на переднем плане картины?

Ответы детей: на переднем плане картины я вижу речку, через которую перекинут деревянный мостик.

Учитель: а что вы замечаете на другом берегу картины?

Ответы детей: на другом берегу реки видно, как мостик переходит в тропинку.

- Среди деревьев выделяется своими золотыми куполами небольшая церковь, которая словно тянется к небу.

- Чуть дальше изображён еще одни храм, которого из-за высоких деревьев совсем не видно. Только кончики куполов выглядывают из-за верхушек деревьев.

Учитель: опишите небо и его краски.

Ответы детей: небо голубое с разными по цвету кучевыми облаками.

- На небе я вижу золотистые облака с жёлтыми и фиолетовыми оттенками.

- А я замечаю вечернюю зарю с золотыми, фиолетовыми облаками.

Учитель: а что вы можете сказать о реке на картине Левитана?

Ответы детей: художник показал реку спокойной, тихой и прозрачной.

- В спокойной поверхности реки видны отражения деревьев.

- А церковь и колокольня смотрят в реку как в зеркало перед сном.

Учитель: цвета вы описали. А можно ли услышать звуки на этой картине?

Ответы детей: я думаю, что нет. Тишина и покой наполняют всё вокруг на картине.

- Можно предположить, что скоро звон колокольни нарушит тишину, приглашая всех на вечернюю службу.

- Можно услышать вечернее пение птиц, шорох листвы на деревьях, поскрипывание досок старого мостика.

4. Обобщающая беседа по картине И.И.Левитана.

Учитель: какое настроение вызывает у вас эта картина?

Ответы детей: у меня эта картина вызывает в душе чувство покоя.

- Можно только восхищаться красотой это летнего вечера.

Учитель: подумайте, почему Левитан так назвал свою картину?

Ответы детей: может быть, Левитану хотелось укрыться в этой тихой церкви от всех бед и проблем.

- Художнику хотелось вдали от столичной жизни спокойно работать над своими картинами.

- Левитану хотелось творить и оставаться наедине со своими мыслями.

Учитель: в этой картине художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишённой тревог и волнений, подчинённой законам высшей гармонии.

VI. Закрепление

1. Выбор глаголов, которые точно выражают впечатления от стихотворения Н.И.Рыленкова и от картины И.И.Левитана.

Выполнение задания 2 по стр.163 учебника.

Стихотворение «Всё в тающей дымке…»

Картина «Тихая обитель»

Русская природа …

завораживает, проникает, волнует, удивляет…

поражает, проникает, околдовывает, трогает…

2. Учащиеся обмениваются своими вариантами ответов по заполненной табличке.

3. Работа с пословицами. Объяснение их смысла и народной мудрости.

Учитель: какие чувства к родной земле выражены в этих пословицах?

Выполнение задания 3 по стр.163 учебника.

1) Родимая сторона мать, чужая мачеха.

Ответы детей: мама для нас всегда роднее, и любая даже самая хорошая мачеха не станет никогда матерью. Также можно судить и о родине. Чужая сторона, как бы хороша не была, никогда не сможет заменить человеку родную землю.

- Родная мать у каждого человека одна. Родина, как и мать, является единственным родным местом для человека.

2) Своя земля и в горсти мила.

Ответы детей: так как земля для русского человека ещё с древних времён всегда была кормилицей, надеждой и опорой, поэтому она и в горсти мила.

- Когда человек живёт на чужбине, любая вещь, как-то связанная с родным краем, пробуждает в нём теплые воспоминания и придаёт сил. В древности славяне, отправляясь в дальнюю дорогу, всегда брали с собой горсть родной земли, как воспоминания о родном доме.

- Для меня моя родная земля - это настоящая крепость. То, что человеку дорого, он будет защищать со всей преданностью. И кусочек Родины для русского человека есть самое ценное на свете.

3) Родина мать, умей за неё постоять.

Ответы детей: каждый народ должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.

- Родина - это место, где ты родился, где живёт твоя семья, твои родители. Родина сравнивается с матерью. А родителей, как и Родину, мы должны всегда защищать.

4) Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Ответы детей: эта пословица заставляет нас задуматься о своей Родине, а также о своём доме, о своей семье. Нужно учиться применять свои знания и силы в той стране, где ты родился.

- Надо любить, ценить и дорожить своей Родиной, своей семьёй, своим домом.

- Глуп тот, кому это всё это не мило и кто ищет счастья в чужих «гнёздах», которые никогда не станут родными.

- Только умный человек сделаёт всё, чтобы родное гнездо, родной дом стал лучше, а не будут искать счастья в чужих «гнёздах».

VII. Итог урока. Рефлексия

1. Беседа по вопросам учителя:

Учитель: чему мы учимся у мастеров поэзии и живописи Н.И.Рыленкова и И.И.Левитана?

Ответы детей: мы учимся замечать красоту скромной родной природы.

- Мы учимся постепенно открывать тайны и секреты русской природы.

- Эти два великих мастера призывали нас в своём творчестве быть внимательнее, наблюдательнее к природе; никогда не забывать тех мест, где ты родился.

- Надо быть сердечнее и душевнее по отношению к природе.

2. Составление синквейнов по теме «Природа» и «Родной край».

Ответы детей:

1) Природа

Скромная, застенчивая,
Удивляет, заколдовывает, трогает.
Надо понимать природу сердцем!
Красота.

2) Природа

Ясная, прелестная,
Проникает, волнует, заставляет задуматься.
Русская природа-это часть малой родины!
Глубина.

3) Родной край

Отчий, любимый,
Сопереживаем, гордимся, прославляем.
Родной край не отпускает!
Отчизна.

4) Родной край

Прекрасный, любимый.
Здесь родилась, выросла, учусь.
Это моя семья и моя родина.
Дорожу!