Применение нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ с целью профилактики и коррекции поведенческих нарушений, мотивации к обучению и социализации

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: ОВЗ, ЗПР, поведенческие нарушения


Школа - это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, встает вопрос об организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией обучающихся. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно - ориентированное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике - дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Проблема профилактики и корреции нарушений развития и поведенческих особенностей при ЗПР рассматривалась многими исследователями (В.И.Лубовским 2010, А.Г.Долговой 2011, А.Корниенко 2012, Л.Ф. А.И.Захаровым 2014, Н.П.Локаловой 2014, и др.).

Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно.

Психолого-педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и психологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

1. Музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия)

Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Доказано, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие, в развитых странах применяется даже для лечения ДЦП.

Цели:

  • Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности).
  • Стимулировать двигательные функции.
  • Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
  • Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  • Растормаживать речевую функцию.

Медиками установлено, что приятные эмоции, называемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма.

Музыкальная терапия способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

2. Имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия)

Это раздел, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Сказкотерапия

Сказка - это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

4. Изотерапия

Лечение по средствам изобразительной деятельности - уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка с проблемами,на повышение его адаптивных возможностей,на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с ОВЗ. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу, повышают настроение и вселяют уверенность в своих силах.

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Разнообразие материалов, инструментов, способов создания образа и свобода выбора инициируют детское художественное творчество, дети испытывают незабываемые положительные эмоции, радость открытий, побед и успеха что позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес.

Нет такого человека, который не умеет рисовать! Это научно доказано. Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас великое множество.

5. Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия)

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус.
  • Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия - наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствует приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы и развитие речи. Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии. Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Упражнение «Цветное дыхание»

Цветное дыхание - традиционная целительная методика. Оно успокаивает нервную систему и наполняет тело энергией. Древние индийские и восточные духовные традиции в деталях описывали энергетический фон еще в 3-м тысячелетии до н. э. Энергетический фон рассматривают как свет или цвет, который излучает человеческое тело. У каждой части тела свой цвет: у ног - красный, у нижней части туловища - оранжевый. От солнечного сплетения исходит желтый цвет, от сердца - зеленый, от горла - голубой, от глаз - фиолетовый и от макушки - белый.

Цветное дыхание успокоит сознание, наполнит энергией тело, восстановит энергетический фон.

Примите удобное положение (сидя или лежа). Закройте глаза. Представьте, что земля под ногами превратилась в красный цвет. Этот цвет пронизывает землю насквозь. Представьте, как красный цвет обволакивает ваше тело. Вы делаете медленный вдох, тем самым впуская красный цвет в ваше тело. Он медленно поднимается, проходя через стопы, голени, бедра, наполняет нижнюю часть туловища, живот, грудную клетку, руки, шею и голову. Смотрите, как вокруг краснеет воздух. Медленно выдохните красный цвет через легкие.

Сейчас представьте, что земля под вами стала розовой. Вдохните розовый воздух. Он медленно поднимается, проходит через ваши стопы, голени, бедра, туловище, руки и голову. Все вокруг вас становится розовым. Медленно выдохните розовый воздух из легких.

Выполняя это упражнение, меняйте цвет воздуха - он может быть таким как вы пожелаете желтым, зеленым, голубым, фиолетовым или белым.

6. Су-джок

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус.
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура (су - кисть, джок - стопа) последнее достижение восточной медицины.

Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах - это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су-джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

7. Песочная терапия (педагогическая песочница)

Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

Использование нетрадиционных методов в коррекционнойпедагогике на сегодняшний момент представляет особуюактуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. Включение в практику нетрадиционныхметодов позволяетусовершенствовать коррекционный процесс.

Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия могут проводиться ежедневно;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работуразных полушарий и развивающих их взаимодействия.
  • Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:
  • упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,
  • координации движений,
  • графических навыков и пространственной ориентации;
  • упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;
  • дыхательно-координационные упражнения;
  • упражнения для профилактики нарушения зрения;
  • упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ОВЗ, как никто нуждаются в нашей помощи.

Не только научные исследования, но и опыт педагогов и воспитателей показывает, что применение нетрадиционных методов в современной педагогической науке является самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений у детей.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.

Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушения - явление очень распространенное среди детей с ОВЗ. Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые причины этих проблем.

Чтобы постараться разобраться в этой общей и глобальной проблеме мною был проведено психологическое исследование обучающихся начальной школы.

Первый этап получил название «Виртуальная агрессия». В исследовании приняли участие 11 классов (1-й, 2-й, 3-й и 4-й параллелей). Всего участников - 295 уч-ся. Детям было предложено нарисовать видеофрагмент компьютерной игры, рекламы, телепередачи, мультфильма и т.д.

Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего нужно определиться, что вообще представляет из себя агрессия. Агрессия - целенаправленное деструктивное (разрушающее) поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.
Какая бывает агрессия?

Если физическую агрессию мы встречаем в жизни, слава Богу, не каждый день, то агрессия вербальная поджидает нас на каждом шагу, и более того, она стала привычным явлением. Словесной агрессией жертву могут подтолкнуть в том числе и к суицидальным мыслям, например, с помощью интернета. И здесь мы подошли не просто к вербальной агрессии, а к агрессии виртуальной. Виртуальная - это такая агрессия, которая проявляется и действует на людей в виртуальном мире, т.е. прежде всего через интернет, телевидение и компьютерные игры. Если телевидение - это уже явление, так сказать, прошлого века, и его влияние несколько ослабляется, по сравнению с другими видами социальной коммуникации, то Интернет - бурно развивающееся поле, где можно обнаружить разные по окраске (как положительные, так и отрицательные) психологические явления.

В большинстве случаев с ТВ мы уже знаем, что делать. Если на нас или наших детей с экрана льются потоки агрессии (в аудио- или видеоформате), мы переключаем канал, либо с помощью доп. услуг ограничиваем доступ детям, бережем их психику. А лучше всего воспитываем культуру просмотра и прививаем вкус: кто знает и умеет получать удовольствие от прекрасного, не потянется к агрессии, насилию и грязи.

Это же касается и агрессии в компьютерных видеоиграх. Когда ребенок все время повторяет «Я убил! Меня убили! Его убили! Сейчас убью! Надо убить!», когда он столько раз виртуально убивает, он вынужден подморозить свое сердце. Игры приучают ребенка с детства видеть, участвовать в драках, убийствах и получать от этого удовольствие. Посредством игры ребенок получает четкую модель поведения в обществе.

И основное решение в случае с агрессией в компьютерных играх и главная защита от нее - не полный запрет. Нельзя полностью исключить компьютер из жизни, пользоваться им можно, но не более 40 минут в день, играть можно во что угодно: строить, ухаживать за животными, рисовать, сочинять музыку, но не убивать - тренировка на убийство деформирует неокрепшую психику ребенка. И опять же прививание культуры любви к прекрасному и созиданию, а не к грязи и разрушению.

И третье явление сегодняшней действительности, где ярко выражена виртуальная агрессия - это интернет. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участниковнезависимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.

Невозможно представить современного ребенка без мобильного телефона, компьютера, ноутбука или планшета. Они рады наличию таких гаджетов, ведь это дарит возможность общения с друзьями, родственниками, одноклассниками. Однако наряду с этим возникают и проблемы: ухудшается зрение, снижается социальная активность, специфические черты электронной коммуникации порождают целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями виртуальной агрессии.

Самое опасное явление в среде виртуальной агрессии - кибербуллинг. Это относительно новое понятие, которое мы заимствовали у Запада вместе с социальными сетями и чатами. Что же это за напасть? Это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов.

Рисунки детей заставляют всё больше и больше задуматься над этой серьёзной проблемой. Многие дети изобразили отрицательных персонажей: Бонни - злой герой, убивает других героев. Мультяшный кот - сердитый, злой, ловкий. Живые роботы - злодеи, сильные и внимательные. Очень злой коршун, вокруг него - яд, этим смертельным ядом он стреляет в других, убивает. Он и Она - очень злые и сильные, убивают людей. Побеждает всегда ЗЛО! Чика - герой-убийца. Диджей - злой герой, ловит детей, борется с добром. Каменный монстр - злой, дерётся, хочет, чтобы кругом было зло!
Грени - убийца, злая и плохая. Амонгус - злой предатель. Балди - злой, совершает плохие поступки. Луна - злой, нападает на детей в Детском центре. Зомби - злые герои, едят мозги, уничтожают всё вокруг лазером. (Приложение 1)

Учителя, родители, психологи задаются вопросом: Что же делать взрослым, как уберечь ребенка от злой реальности, ведь телефон или компьютер все прочнее входит в жизнь? В первую очередь надо быть очень внимательным к своему ребёнку, его увлечениям, особенно виртуальным. У взрослых и детей разные предпочтения в фильмах, музыке, Интернете. Нельзя все пускать на самотек, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире. Доступ к Интернету надо регулировать, четко разъяснять, какое поведение может быть плохим и опасным. Занимаясь своими делами, мы - взрослые, можем не только «нечаянно» следить за посещаемыми страницами, но и видеть настроение своего ребенка. Следить за его интересами не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни, это поможет узнать, чем он живет, что его интересует, какие эмоции вызывает тот или иной факт. Если же ребенок после работы за компьютером неважно себя чувствует, не идет на контакт, избегает общения со сверстниками, категорически отказывается идти в школу и проч., необходимо изъять у ребёнка все гаджеты, ограничить выход в интернет, социальные связи, срочно обращаться за помощью к специалистам, и главное - в нужный момент быть рядом с ребёнком.

Второй этап был назван «Я в семье лишний».

Семья для ребёнка является важнейшей общественной ценностью, главным социальным институтом, основной ячейкой общества.

Семья - это где ребенок получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт. Для ребенка главные люди в жизни - родители, подарившие жизнь и воспитавшие его. Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье.

Дети очень любят рисовать. Иногда детский рисунок может о многом рассказать. Основной целью рисуночного теста «Моя семья» является диагностика отношений в семье. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных. В исследовании приняли участие 15 классов (1-й, 2-й, 3-й и 4-й параллелей). Всего участников - 394. Детям было предложено нарисовать то, что является для них семьёй.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье. (Приложение 2)

Дети должны знать о том, что семья очень важна и значима в их жизни. Они должны знать, что в час нужды они могут обратиться за помощью и поддержкой именно к своей семье. Это знание повышает их уверенность в себе и помогает спокойно и стойко противостоять стрессовым ситуациям. Уверенность в себе и чувство защищенности помогают им сталкиваться и преодолевать реалии жизни.

Разговор с детьми о роли семьи и нравственных ценностей родителей, а также их практическая демонстрация - это основные способы раскрыть перед детьми огромное значение семьи.

Агрессивные и другие негативные проявления личности накапливаются так же и у детей, которые в силу дефекта развития не могут объяснить своего внутреннего состояния.

Дети «с ОВЗ» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов коррекционной педагогики позволяет результативнее формировать у школьников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Большой ценностью нетрадиционных технологий является возможность работать с внутренним миром ребенка, не требовать от него «правильного» результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь или порадоваться вместе с ним. Особенно важно, что данные техники оказывают положительное влияние на психику не только детей, но и педагогов, которые сами зачастую нуждаются в коррекции и реабилитации. Работая с детьми, у которых наблюдаются трудности в обучении и общении, педагоги все острее понимают, что нужно ценить каждый миг жизни и наслаждаться ею. Необходимо помнить, что такое счастье, что значит быть здоровым и «нормальным» в условиях современного и такого неблагоприятного для психического и физического здоровья нашего общества.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее.

Литература

  1. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
  2. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г.Долгова. - М.: Генезис, 2011. - 216 c.
  3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. - М.: Речь, 2016. - 443 c.
  5. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  6. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В.Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 300 c.
  7. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/ Е.А.Козырева // Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 71-75.
  8. Корниенко Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2012. - 710 c.
  9. Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.Лапп, Е.В.Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
  10. Лемиш, Дафна Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей / Дафна Лемиш. - М.: Поколение, 2019. - 304 c.
  11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2014
  12. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И.Лубовский. - Смоленск, 2010. - 190 с.
  13. 21. https://ru.depositphotos.com/stock-photos/агрессия-в-школе.html
  14. 22. https://ru.depositphotos.com/stock-photos/семья-с-детьми.html