Рекомендации педагогам по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: подростки, подросток и школа


1. Подбирайте ключи к разгадке.

Предупреждение попытки не только состоит в заботе и участии, но и в способности распознать признаки грядущей опасности.

Ищите признаки возможной опасности: угрозы, предшествующие попытки, депрессии, значительное изменение поведения, изменение личности подростка. Уловите проявление беспомощности и безнадежности, изучайте положение его в социуме: не является ли он одиноким и изолированным.

2. Всегда принимайте подростка как личность.

Если вы полагаете, что кому-то угрожает опасность самоубийства, действуйте, опасность, что вы преувеличиваете потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что может произойти.

3. Установите заботливые взаимоотношения.

Вы можете сделать очень много, встав на позицию уверенного принятия отчаявшегося подростка. Поддержку следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией, в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека является мощным ободряющим средством.

4. Будьте внимательным слушателем.

Если подросток страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Подростку трудно сосредоточиться на чем-то кроме безысходности. Он хочет избавиться от боли, от неудачливости, от непризнания, вы окажите неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства подростка, будь то печаль, вина, страх или гнев. Будьте восприимчивым слушателем и наблюдателем!

5. Не спорьте!

Ни в коем случае не проявляйте агрессию, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что возможно вы услышали какие-то высказывания о суициде, о смерти. Вступая в спор с подавленным подростком, вы можете проиграть не только спор, но и его самого.

6. Задавайте вопросы.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации. Чтобы помочь разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося, который испытывает боязнь, что вы его осудите.

7. Не предлагайте неоправданных утешений.

Причина, по которой подростки посвящают в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в своей судьбе. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», - и другим аналогичным клише. Такие выводы лишь уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные выходы.

Предложите поразмыслить об альтернативных решениях, которые возможно и не приходили подростку в голову из-за недостатка жизненного опыта.

Одна из наиболее важных задач состоит в том, чтобы определить источник психического дискомфорта. Необходимо идентифицировать проблему и как можно точнее определить, что ее усугубляет.

Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Следует принимать во внимание ВСЕ его чувства и беды. Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснить, как подросток разрешал сходные ситуации в прошлом: «Не было ли у вас раньше сходных ситуаций и переживаний?». Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми он справлялся с кризисами в прошлом. Они будут полезны для разрешения настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для подростка, что он ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем времени» его жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо. Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду.

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Не имеет смысла говорить «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радость и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности подростка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство бесповоротно.

10. Не оставляйте подростка одного в ситуации высокого риска суицида.

Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, неназойливом и тактичном. Его нельзя предоставлять самому себе.

Примерная план-схема проведения беседы

Этапы беседы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

Первый
(начальный этап)

Установление эмоционального контакта с подростком, взаимоотношений «сопереживающего партнерства»

Предложить подростку высказать свою проблему, отрефлексировать чувства и эмоции.

Второй этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации, снятие ощущения безысходности ситуации

Анализ ситуации. Задать уточняющие вопросы.

Третий этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

Интерпретация, планирование последующих действий, фокусирование на ситуации.

Четвертый (заключительный) этап

Окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка

Мотивация на преодоление проблемы (логическая аргументация, рациональное внушение уверенности).

РЕСУРСЫ, средства решения проблем.

Внутренние ресурсы: инстинкт самосохранения, интеллект, социальный опыт, коммуникативный потенциал, позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей, приверженность религии и общечеловеческим ценностям, уверенность в завтрашнем дне, медицинская и психологическая помощь, индивидуальная психотерапевтическая программа.

Благоприятный исход психологического кризиса способствует повышению адаптационных возможностей подростка, включая его способность противостоять кризисам в будущем.

Еще А.С.Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». Только совместными усилиями педагогов, родителей можно содействовать успешной социализации подростков, заложить основы бережного отношения к своему здоровью, осознание ценности человеческой жизни, сформировать позитивные установки и ценностные ориентации подрастающего поколения.