Среды жизни планеты Земля

Разделы: Биология


Класс: 5.

Тема и номер урока в теме: Раздел 3 урок № 1.

Предмет: биология.

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Оборудование: И.Н.Пономарёва; И.В.Николаев; О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2020; интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация, плакат, дидактическая анимация (мультфильм).

Цель урока: сформировать представление о средах жизни, их обитателях и условиях жизни.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихсяс различными средами жизни организмов, с условиями обитания в каждой среде, выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;
  • Развивающие: развивать навыки работы с информацией, умение выделять главное; развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в группах, способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся;
  • Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
    • Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
    • Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
  • Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни.

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин)

Добрый день, уважаемые пятиклассники. Присаживайтесь. Сегодня вы работать будете в группах. Я рада вас приветствовать на нашем открытом занятии по биологии. Меня зовут Анна Михайловна, я учитель биологии школы №2. Чтобы наше общение было не формальным, возьмите на столе чистый листок согните его и напишите каждый свое имя. Слайд 1

Критерии оценивания работы в группах: Таблица «Оценка сотрудничества ученика в группе».

2. Актуализация опорных знаний (3-4 мин)

Учит. - Все вы помните сказку «Теремок». Посмотрев видеофрагмент, ответьте на вопрос. Слайд 2

Видеофрагмент (мультфильм «Теремок»)

- Скажите, а в природе могли бы эти животные жить вместе?

Ученики отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента.

- А почему? (потому что живут в разных условиях)

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Помогаю в формировании темы и цели урока.

Учен. - Высказывают предположения.

Тема урока «Среды жизни планеты Земля». Слайд 3, 4

3. Этап усвоения новых понятий (25-30 мин.)

Как вы считаете, что такое среда обитания?

Предлагаю научную формулировку. Слайд 5

Проблемный вопрос урока. Слайд 6

Выдвигаю проблему: «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле».

Учен. - Слушаю предположения детей, обобщаю сказанное.

Учит. - Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.

- Предлагаю ознакомиться с параграфом и назвать, какие среды жизни мы сегодня с вами будем изучать? (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную) Слайд 7

4. Динамическая «Минутка здоровья»

Сядьте удобнее расслабьтесь, поставьте руки на стол. Держим ровно спинку. Закройте глаза.

Поднесите руки к глазам (не касаясь глаз). Почувствуйте тепло. Подумайте о чем-нибудь приятном, хорошем. Откройте глаза. Сбросьте свою усталость.

Задание № 1.

На основе имеющихся у вас знаний на карточках с названиями животных и сред обитания соедините стрелками название животного и соответствующую ему среду обитания. (3 мин.)

(выполняется работа в группах). Приложение 1

Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:

Аскарида

наземно-воздушная среда

Соболь

Окунь

Краб

Дождевой червь

почвенная среда

Берёза

Дельфин

водная среда

Крот

Гриб-паразит

организменная среда

Учит. - Взаимопроверка по образцу на слайде 8

Задание 2.

У вас на столах в приложении 2 представлен дополнительный материал по средам жизни - Характеристика среды. Прошу с ним ознакомиться и дать подробную характеристику среды (по группам:

  • 1-я группа - водная среда;
  • 2-я группа - почвенная среда;
  • 3-я группа - наземно-воздушная среда;
  • 4-я группа - организменная среда) (3 минуты)

- Учит.- вызываю одного представителя от ряда для характеристики среды. Слайды 9-12. (Наземно-воздушная: газообразная, низкая плотность, много света и кислорода, мало водяных паров, разная температура. Водная: большая плотность, мало кислорода, света, перепады давления, скорость течения. Почвенная: твердая, нет света, мало воды, сглажены температурные колебания.) Молодцы, ребята. Спасибо, присаживайтесь на места.

Учит. - Итак, мы послушали материал по «Характеристикам сред жизни», для выполнения следующего задания им необходимо заполнить таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах». Объясняет, как заполнять таблицу.

Задание выполняется в группах.

По прошествии 3 минут учитель спрашивает, кому нужна помощь. (3 мин.)

Задание № 2. Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Почвенная среда

Организменная среда

Кислород

Вода

Изменения температуры

Свет

Взаимопроверка по образцу. Слайд 13

Характеристика сред

Почвенная среда

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Организменная среда

Кислорода недостаточно
Света недостаточно
Воды достаточно
Температура ровная

Кислорода не хватает
Света мало
Воды достаточно
Температура изменяется незначительно

Света достаточно
Воды часто не хватает
Температура значительно изменяется
Кислорода достаточно

Кислорода недостаточно
Света недостаточно
Воды достаточно
Температура может изменяться

Характеризуем среды, приложение 2 - «помощник», выдается по желанию.

5. Этап закрепления и применения новых знаний

Учит. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам заселить нашу планету Земля обитателями (ватман + картинки живых организмов) по средам жизни. Картинки с живыми организмами расположены в конвертах у вас на столах. По очереди, каждый учащийся из группы приклеивает одного из обитателей среды.

6. Рефлексия

Слайд 14

Ребята, предлагаю вам подвести итог нашему уроку высказываясь, по очереди, одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана (5 минут)