Включение обучающихся с ОВЗ в добровольческое движение с целью самореализации и социализации

Разделы: Коррекционная педагогика


ВВЕДЕНИЕ

Воспитание гражданственности - приоритетное направление государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества.

Наиболее доступной для создания добровольческой группы является школьная среда. В стенах школы дети проводят наибольшее количество времени, и образовательная организация располагает всеми необходимыми педагогическими и материальными ресурсами для организации детей в добровольное сообщество.

СОДЕРЖАНИЕ

Традиционно в плане воспитательной работы нашей школы имеют место ежегодные добровольческие акции (https://schig52.mskobr.ru/#/). Общая цель данных акций в системе патриотического воспитания в школе - формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

№ п/п

направленность

акции

мероприятия

1

Экологическая

«Вторая жизнь»

«Бумажный бум»,
«Добрые крышечки»

«Сохраним природу для других»

«Синичкин день»,
«Мы за чистоту!»
«Есть в травах и цветах целительная сила»

2

Социальная

«Дети-детям»

«Я буду тьютором!»

«Ветераны живут рядом»

«Для Вас, ветераны!»

«Бессмертный полк»

«Георгиевская ленточка»,
Мемориал памяти

«Помоги библиотеке»

«Книжкина неделя»

3

Медицинская

«Мы за ЗОЖ!»

«Веселые старты»

Нормативы ГТО

«Огоньки добра»

Особое место в добровольческой деятельности занимает акция «Огоньки добра». https://schig52.mskobr.ru/info_add/volunteer-movement

В 2020-2021 учебном году, в период пандемии, педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями и инвалидностью, проводили ряд воспитательных мероприятий. Педагоги информировали обучающихся о профилактике и мерах предосторожности в условиях распространения новой короновирусной инфекции, демонстрировали документальные кадры из «Красной зоны» городских больниц. Ребята эмоционально отреагировали на тяжелые условия работы врачей, вынужденную ситуацию изоляции. В их высказываниях чувствовалось сопереживание к врачам, медицинским работникам, понимание ситуации непрерывной работы в создавшихся условиях. Среди мотивирующих высказываний у обучающихся были: «На работе врачам трудно - им нужны игрушки», «Скоро Новый год - может в больницу нужны игрушки?». Накануне Нового года инициатива обучающихся поддержали педагоги. Было принято решение подготовить елочные украшения для поздравления медицинского персонала Городской клинической больницы им. С.И.Спасокукоцкого.

В состав добровольческой группы первоначально вошли: 5 обучающихся в возрасте 10-12 лет, имеющих интеллектуальные нарушения, а в дальнейшем, к группе присоединились еще 7 детей с другими нарушениями развития (эмоционально-волевые, опорно-двигательные, сенсорные). Обучающиеся обратились к тьютору за помощью в изготовлении поделок, пригласили учеников из других классов и своих родителей.

Для обучающихся из разных классов это был первый позитивный опыт сотрудничества, где инициаторами выступили сами ребята. Необходимо отметить, что в процессе подготовки дети смогли обратиться за помощью к педагогам, договориться между собой, предложить идеи для елочных украшений. Ученик 11 класса Иван Д. придумал и нарисовал эмблему первой детской акции. Благодарность врачей воодушевила ребят, и в дальнейшем при поддержке администрацией школы данного направления добровольческой деятельности обучающиеся продолжили свою работу.

В настоящий время инициатива группы детей с акцией «Огоньки добра» преобразована в большой бессрочный проект «Добровольчество-территория ценностей».

Актуальность проекта (практическая направленность): добровольческую (волонтерскую) деятельность в данном проекте предлагается понимать как одну из форм социально значимой занятости обучающихся, способствующей их самореализации, личностному росту, приобщению к национальным истокам, как возможность будущей занятости выпускников школы.

В активном словаре обучающихся закрепляются новые понятия - синонимы: волонтер и доброволец. Понятие доброволец исконно русского происхождения. Это человек, берущий на себя какое-нибудь очень важное дело. Это человек, помогающий людям в решении трудностей, оказывающий адресную помощь, участвующий в социально значимых делах.

Социальная направленность проекта обусловлена образовательной составляющей, целевая группа обучающихся - это дети с ОВЗ.

Практическая направленность проекта предполагает возможность его практической реализации для обучающихся с ОВЗ как в процессе образовательной и воспитательной деятельности в части духовно-нравственной составляющей, так и процессе предпрофессиональной ориентации.

Для обучающихся с ОВЗ академический компонент образования в большей мере дополняется значимостью формирования жизненных компетенций. Особое внимание в образовательной деятельности уделяется индивидуальному личностному развитию. Важным является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, быть востребованным, нужным и формирования принимаемой обществом системы духовных ценностей.

Данный проект позволяет формировать следующие личностные качества:

  • сознательную вовлеченность в различные виды социального взаимодействия (начального опыта самостоятельных общественных действий);
  • коммуникативную отзывчивость (обучение коммуникации с новыми партнерами, в новых ситуациях);
  • опосредованную ответственность и исполнительность (в том числе обучение умению планировать время);
  • удовлетворенность от обретения нового социального опыта (на основе личностно-ориентированного похода к обучающимся с ОВЗ);
  • принятие соответствующих возрасту культурных, общепринятых ценностей (эмоционально-ценностное отношение к окружающему);
  • адекватность оценки собственных возможностей и востребованности (готовность к реализации дальнейшей профессиональной и социальной активности).

Цель проекта: развитие социально-ориентированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, вовлечение детей и подростков в добровольческое движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, формирования культуры.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков с ОВЗ;
  • поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
  • предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
  • развитие социальной активности детей и подростков с ОВЗ, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • поддержка добровольчества со стороны педагогического коллектива и родительского сообщества школы;
  • привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе [3].

Образовательные:

  • раскрытие понятий базовых национальных ценностей:
    • патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине;
    • социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
    • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
    • семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
    • личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
    • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
    • наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
    • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
    • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
    • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
    • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков общественной деятельности (специальное обучение способам усвоения общественного опыта совместно со взрослыми);
  • создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ;
  • индивидуализация и дифференцированный подход при распределении активностей в ходе реализации проекта (обучение социальному взаимодействию со средой с учетом индивидуальных особенностей).

Данный проект базируется на принципе максимального эмоционального «вовлечения» школьников в культурное, историческое пространство национальных традиций. Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в самостоятельном осознании социальных ролей, нравственных позиций, гражданских и патриотических чувств. Специальное организованное включение их в какую-либо общественную деятельность предполагает знание педагогами особенностей развития обучающихся и владение методами и приемами организации любой деятельности. Не менее важно взывать эмоционально-личностную заинтересованность обучающихся и активность в реализации проекта.

Как научить детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них новые знания об окружающем социуме? Наиболее оптимальным способом решение данной проблемы считаем использование метода проектов (в том числе, добровольческих).

Педагогу важно знать, что:

  • представления об окружающем социуме у обучающихся с ОВЗ ограничены бытовыми представлениями;
  • объем и содержание понятий, новых знаний адаптируются для обучающихся с ОВЗ;
  • материал конкретизируется, инструкции выполнения дробятся на этапы;
  • выполняемые задания (задачи) базируются на знакомом и постепенно усложняются;
  • обучающиеся с ОВЗ быстро истощаются и пресыщаются однообразными видами деятельности;
  • речевое сопровождение педагогом выполняемых заданий (задач) обучающимися - это четкие, простые инструкции с хорошей артикуляцией;
  • для усвоения нравственных, коммуникативных норм необходим алгоритм их соблюдения (образец данный педагогом).

Основной принцип организации участия в проекте обучающихся с ОВЗ - это создание ситуации успешности и самореализации, то есть вариативности включения в активности на доступном уровне.

Обучающимся с ОВЗ свойственна подражательность эталонам окружающих педагогов, доступны чувства сопереживания, эмоциональная отзывчивость, творческая инициатива. Это и есть истоки патриотизма, который рождается в познании новых граней социальной жизни и формируется в процессе специально организованной духовно-нравственной проектной деятельности.

Уровень подготовки педагогов.

Все педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, планирующие и организующие проектную добровольческую деятельность с обучающимися с ОВЗ и/иди инвалидностью обладают следующими профессиональными качествами.

  • Мотивационно-ценностные:
  • признание ценности личности обучающегося не зависимо от сложности нарушений развития;
  • осознание личной ответственности как носителя культурных эталонов для ребенка с ОВЗ;
  • готовность к принятию результатов включенности и активности обучающихся в соответствии с их возможностями.

2. Операционно-деятельностные качества:

  • знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей личностного и возрастного развития обучающихся с ОВЗ;
  • правильный отбор и применение методов, приемов работы с различными группами обучающихся с ОВЗ;
  • адекватное применение метода проектной деятельности;
  • использование различных форм совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей) в ходе реализации проекта;
  • проектирование коррекционно-развивающей творческой среды (подготовка пространства, адаптация заданий (задач) и т.п.).

3. Рефлексивно-оценочные качества:

  • владение специальной терминологией;
  • знание и использование принципов инклюзивного включения обучающихся с ОВЗ в социальное окружение;
  • разработка и реализация дифференцированного включения обучающихся в разные активности в рамках проекта;
  • умения взаимодействовать со всеми участниками и социальными партнерами проекта, выстраивая комплексное сопровождение формирования основ добровольчества в среде обучающихся с ОВЗ.

Модульная направленность проекта дает возможность его представления в нескольких направлениях. Модули предполагают, как участие всех добровольцев, так и вариативность выбора для обучающихся в соответствии с их предпочтениями и возможностями. Незамысловатое детское творчество (открытки, елочные игрушки, угощения и т.д.) приносят искреннюю радость медицинскому персоналу и пациентам больницы. А положительные эмоции являются важным стимулом, без которого невозможно выздоровление.

  • Модуль 1. «Огоньки добра» на Новогодней елке;
  • Модуль 2. «Рождество в каждый дом»
  • Модуль 3. Боевой листок «Защитник Отечества»;
  • Модуль 4. «Широкая масленица - угощаем пирогами»;
  • Модуль 5. Открытки и цветы «Для милых дам»;
  • Модуль 6. Концерт жестово-хореографического ансамбля «Чудеса» к Дню Победы.

КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Проект предназначен для обучающиеся с ОВЗ 1-11 классов вне зависимости от нозологии.

ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА основываются на деятельностном подходе в процессе практико-ориентированного обучения добровольчеству.

Это:

  • информирование о видах социальной занятости обучающихся с ОВЗ;
  • организация и проведение мероприятий (акций, концертов, конкурсов и т.п.) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся;
  • разработка предложений по формированию приоритетных направлений в осуществлении добровольчества;
  • взаимодействие с внешними партнерами, поддерживающими концепцию активного включения в добровольчество обучающихся с ОВЗ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • повышение уровня духовности, милосердия школьников, увлеченность обучающихся идеями духовного и физического совершенствования;
  • создание постоянно действующих добровольческих групп;
  • развитие направлений (проектов) добровольчества;
  • увеличение количества обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность;
  • раскрытие компенсаторного творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, привлечение к досуговой занятости;
  • формирование знаний о возможностях социальной самореализации.

Критерии оценки результатов:

Критерии оценки образовательных результатов

Высокий уровень

учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности; за учебный период участвует не менее чем в четырех модулях проекта.

Средний уровень

учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности; за учебный период участвует не менее чем в трех модулях проекта.

Низкий уровень

учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности; за учебный период участвует не более чем в одном модуле проекта.

    Количество обучающихся, вовлеченных в добровольчество.

    Отзывы социальных партнеров добровольческого проекта.